Уважаемые родители!
Логопедические занятия по коррекции нарушений звукопроизношения проводятся два раза в неделю – индивидуально, в зависимости от сложности речевого нарушения. После занятий индивидуально каждому ребенку, в соответствии с его речевым нарушением, даются задания на дом. Домашние задания даются с целью закрепления знаний и умений, полученных на логопедических занятиях в саду.
При выполнении домашних заданий следует соблюдать ряд условий:
1 Приступать к выполнению домашнего задания следует лишь в том случае, когда ваш ребенок здоров, сыт, спокоен.
2 Необходимо создать мотивацию ребенку, т.е. объяснить, какие лично для него плюсы создаст правильное звукопроизношение, четкая и разборчивая речь.
3 Домашние задания выполняются систематически, ежедневно, точно по рекомендации логопеда.
4 У ребенка обязательно должно быть место для выполнения заданий, оснащенное небольшим зеркалом (для возможности самоконтроля у ребенка во время выполнения заданий), бумажными салфетками для выполнения артикуляционных упражнений, цветными карандашами т.п.
5 Выполнять задания должен сам ребенок, а родители лишь контролируют правильность выполнения и при необходимости поправляют.
6 Если ребенок устал во время выполнения, обязательно нужно дать ему отдохнуть. Если в данный момент ребенок не хочет заниматься, нужно перенести занятие, но обязательно выполнить задание позже.
7 Никогда не ругайте ребенка, если у него не получается задание, ободрите, выполните предыдущее задание, для вселения уверенности в свои силы и возможности не потерять ранее полученные навыки.
8 Чаще хвалите ребенка, формируйте у него уверенность в своих силах, создавайте ситуацию успеха.
Рекомендации логопеда
1. У детей с недостатками речевого развития обращают на себя внимание особенности мелкой моторики пальцев рук. Наблюдения за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает шнурки, позволяет увидеть недостаточную координацию пальцев. Доказано, что специальная работа по формированию мелкой моторики пальцев рук благотворно влияет на процесс развития речи.
2. Игры и игровые приемы.
Шнуровки: продаются готовые (деревянные и пластмассовые) в форме пуговиц, башмаков, домиков, животных и т.п. Можно вырезать такие же фигурки из картона или другого плотного материала, проделать по контуру дырочки. С помощью обычного шнурка ребенок с удовольствием зашнурует игрушечную обувку и др.
Забавные картинки: на листе картона равномерно распределите слой пластилина. Предложите ребенку горошинами или другой крупой выложить различные картинки: цветы, море (кораблик и волны), аквариум (рыбки) и т.п.
«Обведи по контуру»: обводить трафареты, изображающие различные предметы, заштриховать, вырезать. «Вышей»: по контуру вышивать на картоне простое предметное изображение.
«Накорми Цыпа и Цып-Цыпа»: Цып любит пшено, а Цып-цып - рис (рис и пшено смешивают в одну небольшую кучку). Ребенок в процессе игры разбирает крупу на 2 кучки и кладет соответствующую крупу перед «цыплятами».
Соленое тесто: вместо пластилина для лепки можно использовать тесто.
Рецепт соленого теста для лепки: 1 стакан муки, 0,5 стакана соли, немного воды. Можно добавить пищевой краситель.
Готовые изделия, высыхая, застывают. Их можно использовать для игры. Слепите вместе с ребенком овощи, фрукты, хлеб, посуду и т.д.
Развитию моторики пальцев рук хорошо способствуют различные виды мозаик.
Все эти игры развивают не только пальцы и речь, но и формируют пространственно-образное мышление, чувственное восприятие, творческую фантазию и логику ребенка.
Система логопедической помощи ГБДОУ
Логопедическую помощь участникам воспитательного процесса в ГБДОУ оказывают учителя-логопеды:
·Учитель – логопед подготовительной и старшей общеобразовательных групп (в дальнейшем – ЛОГ)
·Учителя – логопеды речевых групп (в дальнейшем ЛРГ)
Основные направления деятельности учителей – логопедов:
1.Своевременная систематическая медико – психолого – педагогическая помощь детям.
2.Консультативно – методическая поддержка родителей в организации воспитания и обучения детей.
3.Социальная адаптация детей в развитии и формировании у них предпосылок учебной деятельности.
4.Диагностика уровня речевого развития детей с последующей организацией коррекционной работы.
5.Разработка и реализация методов и способов коррекции нарушений речи.
6.Проведение индивидуальных, подгрупповых, фронтальных занятий для речевых групп – ЛРГ.
7.Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий в общеобразовательных группах – ЛОГ.
Формы работы с детьми:
1.Плановое обследование всех воспитанников ГБДОУ (октябрь – ноябрь) с целью выявления речевых нарушений.
2.Проведение обследований детей и выработка рекомендаций по коррекции нарушений речи.
3.Коррекция речевых нарушений у детей.
4.Развитие речи и речевого общения (решение задач языкового и коммуникативного развития).
5.Социальная адаптация с последующей интеграцией в массовую школу.
6.Определение готовности дошкольников к обучению в школе - тестирование (апрель – май).
Формы работы с родителями:
1.Первичное знакомство, беседа, анкетирование.
2.Проведение индивидуальных бесед об особенностях развития их ребенка.
3.Обучение методам и приемам организации совместной и самостоятельной деятельности (организация деятельности детей дома).
4.Проведение совместных мероприятий (праздники, вечера досугов и т.д.).
5.Участие в родительских собраниях и заседаниях родительского клуба.
6.Оформление наглядной информации («Уголок для родителей», «Папки – передвижки»).
Формы работы с педагогами:
1.Подготовка и участие в педсоветах, методических объединениях и других мероприятиях ГБДОУ.
2.Консультирование педагогов:
·Рекомендации по закреплению коррекционного материала (речевые группы – ЛРГ)
·Рекомендации по формированию ЗКР (общеобразовательные группы – ЛОГ).