В нашей работе помимо основных образовательных программ мы используем парциальные программы.
Выбор парциальных образовательных программ, технологий и форм организации работы с детьми осуществлен по причине наибольшего соответствия потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива.
Парциальная программа «Первые шаги: Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет» Г.Т. Алифановой. Цель: Создание оптимальных условий для углублённого развития детей в знакомстве с родным городом через грамотное построение целостного педагогического процесса на основе синтеза опыта традиционной системы дошкольного
образования и обобщения, систематизации, интеграции достоверных, исторических материалов. Представления о Санкт-Петербурге является содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности. Поэтому данное содержание может успешно интегрироваться практически со всеми образовательными
областями. Интеграция краеведческого содержания с другими разделами может состоять в следующем:• участие детей в целевых прогулках, экскурсиях по городу обеспечивает необходимую двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников;• обсуждение с детьми правил безопасного поведения в городе («Как правильно переходить дорогу», «Что можно, чего нельзя делать на улице города» и др.);• участие в совместном с воспитателем труде на участке детского сада (посильная уборка участка после листопада, подкормка птиц, живущих в городе);• развитие эстетического восприятия и суждений в процессе чтения произведений художественной литературы о Санкт-Петербурге, накопление опыта участия в разговорах, беседах о событиях, происходящих в родном городе, о
достопримечательностях родного города, участие в придумывании сказок и историй о достопримечательностях Санкт-Петербурга;• рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, отражающих отношение людей к Санкт-Петербургу (высаживание деревьев и цветов в городе, возложение цветов к мемориалам воинов, украшение города к праздникам и пр.);• участие в проектной деятельности, продуктом которой являются журналы или газеты о Санкт-Петербурге, создание карт города, составление маршрутов экскурсий и прогулок по городу; коллекционирование картинок, открыток, символов, значков;• обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей-горожан;• участие с родителями и воспитателями в социально-значимых событиях, происходящих в городе (чествование ветеранов, социальные акции и пр.).Парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой. Цель: формирование у детей дошкольного возраста (3-7 лет) базиса культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.
Программа расширяет представления детей о традициях русской народной культуры: места проживания наших предков; быт и основные занятия русских людей; историю одежды, кухни; народные приметы, обычаи, праздники, художественные
промыслы, песни, игры. Она способствует познавательному, речевому, художественно – эстетическому, физическому, социально – коммуникативному развитию детей. В основе человеческой культуры лежит духовное начало.
Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических
позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития. Образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра.
Программа состоит из трех частей. В первой содержатся конкретные рекомендации по реализации программы и организации развивающей среды в ДОУ, освещаются формы и приемы взаимодействия педагога с детьми. Во второй части даются
перспективные и календарные планы работы с детьми всех возрастных групп, подробно описывается содержание всех занятий. В третью часть включены приложения: литературные, исторические, этнографические, исторические тексты, словарь
старославянских слов, наиболее часто употребляемых в сказках, пословицах, поговорках.
Парциальная программа художественно-эстетического и нравственно-патриотического воспитания дошкольников 6—7 лет «Патриотическая палитра» Е.А. Попова.Задачи: воспитание любви и привязанности к семье, родному дому; формирование бережного отношения к родной природе; уважение к истории своей Родины; формирование знаний о правах человека.Формирование патриотизма у дошкольников — одна из важнейших задач современного образовательного процесса. Как показывает практика, оно неразрывно связано с художественно-эстетическим развитием, ведь именно искусство несет в себе
эмоциональный посыл, способный закрепить в понимании ребенка важность любви к своей семье, Родине и ее истории, формирует способность сопереживать другим. В программе описывается организация нравственно-патриотического воспитания
детей 6—7 лет через изобразительное искусство. Как известно, в работе с дошкольниками особенно важны правильные, выразительные наглядные материалы. Огромную их часть составляют живописные произведения. Кто, как не художники — люди,
умеющие тонко чувствовать и передавать настроения, события, — могут донести важность человеческих подвигов, трагедий, радости, силу единения перед общей опасностью, гармонию человека с природой. Дети дошкольного возраста благодаря
изобразительному искусству будут не только созерцателями прошлого своей Родины, но и, воплощая в рисунках свое видение событий, станут патриотами, отражающими в рисунках будущее своей страны. Обеспечение эмоционального отклика
ребенка в творчестве достигается за счет уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональному состоянию, поддержки его чувства собственного достоинства, уважения к себе и окружающим.Парциальная программа здоровьесберегающего направления «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р. Б. Стеркиной, О. Л. Князевой, Н. Н. Авдеевой. Цель: воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение. В содержание программы включено шесть разделов: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улицах города».
При реализации этой программы ГБДОУ №17 организует обучение с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий городской и сельской местности. Парциальная адаптированная программа дошкольного образования для детей с ТНР (ОНР) от 4 до 7 лет «Планета здоровья» А.В. Стефанко, С.В. Степченкова, А.Б. Слизкина, Т.А. Снежко, Д.В. Бакулина.Цели: укрепление, сохранение и формирование физического, психического и речевого здоровья через игру, образовательные ситуации и технологии, досуги и развлечения, приобщающие детей к пониманию и применению в различных видах деятельности
понятия «здоровый образ жизни»; развитие взаимодействия, сотрудничества и партнёрских отношений детей, педагогов и родителей.Программа основывается на трех блоках – «Физическое здоровье», «Речевое здоровье», «Психическое здоровье» – и предназначена для коррекционной и образовательной деятельности по ознакомлению детей с темами здорового образа жизни.
Она использует различные образовательные технологии: проектную деятельность, сказкотерапию, личностно ориентированную и игровую технологии, пальчиковые, артикуляционные, дыхательные, мимические, глазные, релаксационные гимнастики,
психогимнастики, самомассаж, логоритмические упражнения, коррегирующие, бодрящие зарядки, физкультминутки, подвижные игры, упражнения для профилактики плоскостопия и формирования правильной осанки.Парциальная программа «Добро пожаловать в экологию!» О. А. Воронкевич.Содержание программы реализуется в таких видах детской деятельности, как игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, изобразительная, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора,
конструирование из природного материала. Экологическое развитие осуществляется в процессе освоения детьми всех образовательных областей, предусмотренных ФГОС ДО.Социально-коммуникативное развитие: воспитание доброжелательного, бережного отношения детей друг к другу и к объектам природы, формирование основ экологической культуры.Речевое развитие: составление описательных рассказов экологического содержания, развитие у детей интереса к художественной литературе о природе; побуждение детей к самостоятельной творческой деятельности по сочинению экологических сказок и рассказов.Познавательное развитие: развитие у детей познавательных психических процессов на материале экологического содержания, умения высказывать логические суждения и формулировать выводы.Художественно-эстетическое развитие: воспитание у детей эстетических и нравственных чувств через восприятие произведений живописи, отражение красоты природы в изобразительной деятельности.Физическое развитие: формирование у детей представлений о ценности здорового образа жизни, развитие двигательных умений и навыков на основе подвижных игр экологического содержания.Инновационная идея парциальной программы заключается в создании целостного интегрированного подхода к формированию у детей дошкольного возраста основ экологической культуры и ценностей здорового образа жизни.Парциальная программа «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Н.В. Нищевой. Программа направлена на развитие детей дошкольного возраста в образовательной области «Речевое развитие», предназначена для обучения дошкольников грамоте, учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей и членов их семей. Обучение грамоте в соответствии с программой осуществляется с учетом следующих условий:• ребенок должен быть психологически готов к обучению грамоте, у него должны быть достаточно развиты зрительное и слуховое внимание, мышление, память, устная речь, пальцевая моторика;• обучение следует проводить с использованием игровых методик, ориентируясь на игру как на основную форму деятельности дошкольника, так как именно игра наиболее доступна, понятна и интересна дошкольникам, именно в игре наиболее полно
удовлетворяются их насущные потребности, только в игре можно «как бы мимоходом достигать обучения чтению и письму», о чем писал еще К. Д. Ушинский;• обучение должно проходить на положительном эмоциональном фоне, без какого бы то ни было давления, насилия, выражения взрослым своего недовольства и разочарования, если ребенок в чем-то не оправдал его ожиданий;• процесс обучения грамоте должен строиться только на материале правильно произносимых ребенком звуков, в связи с чем следует изменить традиционно принятую последовательность ознакомления детей с буквами русского алфавита.В основе обучения грамоте в соответствии с данной программой лежит звуковой аналитико-синтетический метод, опирающийся на овладение детьми навыками языкового анализа и синтеза. Чтобы научить ребенка читать, его приводят к пониманию того,
что речь рождается из слова. Дошкольник усваивает звукослоговое строение слов русской речи и обозначение звуков буквами. Метод предполагает разделение связной речи на предложения, предложений — на слова, слов — на слоги, слогов — на звуки и,
наоборот, объединение звуков в слоги, слогов — в слова, слов в предложения.Парциальная программа «Я люблю Россию» Н.В. Нищевой, Ю.А. Кирилловой.Цель: Построение системы работы в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 5 до 7 лет в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».Программа содержит описание задач и содержания работы в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и учитывает возрастные и психологические особенности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи),
позволяет в соответствии с ФОП ДО «реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования: обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и
культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами; создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным
ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины». Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционной и образовательной
работы и всестороннего гармоничного развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи). Это достигается за счет создания комплекса коррекционно-развивающей, образовательной и воспитательной деятельности в группах компенсирующей
направленности ДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с учетом особенностей психофизического развития детей, данного контингента.Программы , используемые педагогом-психологом:Тренинговая программа эмоционального развития дошкольников «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»С.В.Крюкова
Данная программа направлена на работу с «предметными чувствами». Основная ее цель — ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование.
Накапливая определенные моменты проживания и фиксации на каком-либо чувстве, ребенок сможет создать свой собственный «эмоциональный фонд», с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают.
Коррекционно-развивающая программа для детей 5-8 лет «Профилактика жадности, лжи, лени и хвастовства» Н.В. Макарычева
Программа по профилактике и коррекции негативных нравственных качеств у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В ее основе — цикл занятий, цель которых состоит в формировании у детей представлений о биполярных качествах личности
(честности и лжи, щедрости и жадности,скромности и хвастовстве, трудолюбии и лени) и нравственных нормах поведения.
Программа социально-эмоционального развития дошкольников «Я—Ты—Мы» О. Л. Князева.
Цели программы определяются теми новыми требованиями, которые предъявляет к воспитанию подрастающего поколения современное российское общество с его демократическими тенденциями развития. Будущие граждане должны стать свободными и ответственными; обладать чувством собственного достоинства и с уважением относиться к другим; быть способными на собственный выбор и с пониманием воспринимать мнения и предпочтения окружающих; владеть навыками социального поведения и общения с другими людьми.
Программа состоит из трех основных разделов: «Уверенность в себе», «Чувства, желания, взгляды» и «Социальные навыки».