Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду
Адаптационный период - серьезное испытание для малышей 2-3 года жизни. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние малыша. Поэтому мы рекомендуем:
• Привести домашний режим в соответствие с режимом группы детского сада, в которую будет ходить ребенок.
• Познакомиться с меню детского сада и ввести в рацион питания малыша новые для него блюда.
• Обучайте ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания: умываться, вытирать руки; одеваться и раздеваться; самостоятельно кушать, пользуясь во время еды ложкой; проситься на горшок. Одежда обязательно должна быть удобна для ребенка данного возраста, оптимальный вариант: брючки или шорты без застежек и лямок.
• Расширяйте "социальный горизонт" ребенка, пусть он привыкает общаться со сверстниками на детских игровых площадках, ходить в гости к товарищам, оставаться ночевать у бабушки, гулять по городу и т.д. Имея такой опыт, ребенок не будет бояться общаться со сверстниками и взрослыми.
• Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Малышу нужна эмоциональная поддержка со стороны родителей: чаще говорите, ребенку, что Вы его любите, обнимайте, берите на руки. Помните, чем спокойнее и эмоционально положительно родители будут относиться к такому важному событию, как посещение ребенком детского сада, тем менее болезненно будет протекать процесс адаптации.
Избегайте обсуждения при ребенке волнующих Вас проблем, связанных с детским садом.
• В первый день лучше прийти на прогулку, так как на прогулке (в игре) малышу проще найти себе друзей, познакомиться с воспитателем. В детский сад можно брать с собой любимую игрушку.
• Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у Вас была возможность не оставлять его там на целый день. Первые недели посещения детского сада должны быть ограничены 3-4 часами, позже можно оставить малыша до обеда, в конце месяца (если это рекомендует воспитатель) приводить малыша на целый день.
• Для предупреждения нервного истощения необходимо делать в середине недели "выходной день" для малыша.
• В период адаптации дома необходимо соблюдать режим дня, больше гулять в выходные дни, снизить эмоциональную нагрузку.
• Ребенок должен приходит в детский сад только здоровым. Для профилактики ОРЗ и ОРВИ необходимо принимать витамины, смазывать ходы носа оксолиновой мазью.
Если окажется, что у ребенка развита потребность в сотрудничестве с близкими и посторонними взрослыми, если он владеет средствами предметного взаимодействия, любит и умеет играть стремится к самостоятельности, если он открыт и доброжелателен по отношению к сверстникам, считайте, что он готов к поступлению в детский сад или ясли.
Весь адаптационный период проходит под контролем медико-педагогической службы с участием психолога.
Мероприятия, рекомендуемые для подготовки детей к поступлению в детское учреждение и организации периода адаптации
Мероприятие
В семье
В детском саду
Ведение адаптации
Поступление детей в соответствии с графиком приема детей.
Укороченное время пребывания в детском саду.
Соблюдение рекомендаций по адаптации
По возрасту ребенка, максимально приближенный к детскому саду.
Соблюдение гибкого режима.
Питание
Сбалансированное и рациональное питание.
Привитие навыков самостоятельности.
Привитие навыков самостоятельного приема пищи.
При отказе от питания не кормить насильно.
Гимнастика и массаж
По возрасту.
Овладение родителями элементарными приемами массажа, ЛФК, гимнастики.
Занятия, соответствующие возрасту.
Закаливание
Закаливание по любой методике.
Закаливание по щадящей схеме в учреждении.
Воспитательное воздействие
Занятия по возрасту, особое внимание уделить развитию игровых навыков и умению занять себя.
На период адаптации - игровая деятельность с элементами занятия.
Профилактические прививки
По календарю профилактических прививок, не позднее, чем за месяц до поступления в детский сад.
По окончании адаптационного периода.
Профилактика фоновых состояний
По рекомендации врача.
По рекомендации врача, педагога-психолога.
Диспансеризация
Прохождение диспансеризации 1 раз в год.
Выполнение назначений и рекомендаций врачей-специалистов.
Анализы и оформление медицинской карты
Анализ крови, мочи, кала на яйца глист и кишечную группу.
По плану врача.
Уровни адаптации детей при поступлении в детский сад
Уровень адаптации
Симптоматика адаптации
Легкая
Поведение - нормализуется в течение 1 недели.
Аппетит - снижается, к концу первой недели восстанавливается.
Сон - восстанавливается в течение 2 недель.
Адаптация проходит в течение 1 месяца.
Характерна аффективная разлука и встреча с близкими взрослыми
Средняя
Поведение восстанавливается до 40 дней, настроение вялое, плаксивое, неустойчивое.
Пассивность, малоподвижность, наблюдается регрессия навыков. Восстановление до возрастной нормы в течение полутора месяцев.
Сон - восстанавливается до возрастной нормы в течение 40 дней.
Характерна аффективная разлука и встреча с близкими взрослыми.
Тяжелая
Поведение - неадекватное, иногда граничит с невротическими проявлениями. Ребенок апатичен.
Аппетит - длительный отказ от еды, снижен, нестабилен, может наблюдаться невротическая рвота (при кормлении насильно).
Сон - нестабилен, неглубок, невротичен (ребенок плачет во сне, часто просыпается), отказ от сна.
Срок адаптации растягивается из-за частых длительных болезней.
Адаптация длится от 6 месяцев до 1,5 лет.
Апатичен по отношению к близким взрослым при встрече и разлуке.
Нервно-психическое развитие детей третьего года жизни
Линия развития
Показатели
2 года 6 месяцев
Сенсорное развитие
Подбирает по образцу разнообразные предметы четырех цветов (красный, синий, желтый, зеленый).
Общие движения
Приставным шагом перешагивает через несколько препятствий, лежащих на полу на расстоянии 20 см.
Игра
В игре действует взаимосвязано, последовательно выполняет 2-3 действия.
Активная речь
Строит предложения из трех и более слов.
Навыки
Самостоятельно одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы, завязывать шнурки.
Самостоятельно использует горшок по напоминанию взрослого.
3 года
Сенсорное развитие
Называет четыре основных цвета (красный, синий, желтый, зеленый).
Общие движения
Переступает через препятствия высотой 10-15 см чередующимся шагом.
Игра
В игре исполняет роль.
Активная речь
Употребляет сложные предложения.
Навыки
Одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого.