Общее недоразвитие речи (ОНР) - это сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речи, касающихсю и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и интеллекте. Речевая недостаточность при ОНР неоднородна: от полного отсутствия речи до развернутой фразовой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. Принято выделять четыре уровня речевого развития при ОНР. При I уровне речевые средства ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний и звукокомплексов ("ись" - "киска", "ака" - "собака", "нини" - "штаны"). В активной речи могут быть фразы из двух лепетных слов, не оформленные грамматически ("Ись иди" - "Киска сидит"). Характерна также и многозначность употребляемых слов ("ись": "киска", "мишка", "мышка"). При этом возможна замена наименования предметов названиями действий и наоборот. Например, слово "пи" (часть глагола "пить") может обозначать чашку, воду, сок, молоко. А слово "дей" ("дверь") - глаголы "открыть", "закрыть". Широко используя жесты и мимику, дети с первым уровнем развития речи при ОНР понимают обращенную речь в хорошо знакомой ситуации. Произношение большинства звуков у ребенка с первым уровнем развития речи нарушено, многие из них искажаются, смягчаются, опускаются и т.п. При переходе ко II уровню речевая активность ребенка возрастает. Если у детей с первым уровнем речевого развития преобладают двусложные слова, то ребенок со вторым уровнем может использовать трех- и даже четырехсложные слова ("асина" - "машина", "Ибуаська" - "Чебурашка"). При этом следует отметить грубое нарушение слоговой структуры и звуконаполняемости слов ("итоти" - "цветочки", "какоти" - "колготки"). Активная речь состоит из простых преложений из двух, трех, четырех слов ("Азя тоит а тое" - "Ваза стоит на столе"). Отмечаются грубые ошибки в использовании прилагательных с существительными, смешение падежных форм ("Ем оська" - "Ем ложкой"). У детей со вторым уровнем речевого развития при ОНР значительно развивается понимание обращенной речи. Фонетическая сторона характеризуется многочисленными искажениями звуков. Отмечаются дефекты озвончения, смягчения, нарушения произношения свистящих ([c], [c'], [з], [з'], [ц],), шипящих ([ш], [ж],), сонорных ([р], [р'], [л], [л']) и других звуков. III уровень речевого развития при ОНР характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети используют распространенные предложения, пытаются употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции. Словарь таких детей включает все части речи. Наблюдается неточное употребление многих лексических значений ("кружка" - "чашка", "стакан"; "штаны" - "брюки", "шорты"). Появляются первые навыки словооборазования ("стол" - "столик", "шел" - "пришел"), но дети не могут производить прилагательные от существительных ("сок из яблок" - "яблочный", "крыша из соломы" - "соломенная"), образовывать глаголы с тонкими смысловыми оттенками действий приставочным способом ("красил" - "покрасил", "выкрасил"). Недостатки приозношения выражаются в смешении, замене и искажении звуков, причем замены могут быть нестойкими. У детей с IVуровнем развития речи нет грубывх нарушений звукопроизношения, а имеет место лишь недостаточно четкое различение звуков в речи. Эти дети допускают перестановки слогов и звуков, сокращения согласных при их стечении, замены и пропуски слогов в речевом потоке. У них недостаточно внятная дикция, вялая артикуляция, "каша во рту". Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по значению ("Мальчик чистит метлой двор" - вместо "Мальчик подметает двор"), в смешении признаков ("большой дом" вместо "высокий дом"). В грамматическом оформлении речи детей данной категории отмечаются ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа (Дети увидели медведев, воронов"). Имеют место нарушения согласования прилагательных с существительными ("Я раскрашиваю шарик красным фломастером и красным ручком"). Но все ошибки детей, которых можно отнести к IV уровню речевого развития при ОНР, встречаются в незначительных количествах и носят непостоянный характер. Причем если предложить детям сравнить верный и неверный ответы, то ими будет сделан правильный выбор.