Основные потребности педагогов. Какие из них могут быть удовлетворены в полной мере, какие – частично и какие не могут быть удовлетворены в рамках образовательного учреждения.
Если проанализировать потребности, озвученные педагогами нашего ДОУ, их можно рассматривать в соответствии с пирамидой потребностей А. Маслоу. Общий перечень потребностей можно разделить на базовые первичные и высшие потребности.
Желание иметь хорошую зарплату и соцобеспечение, психологическое спокойствие и стабильность, возможность осуществлять свою деятельность в условиях хорошей материальной обеспеченности образовательного процесса выражают физиологические потребности и потребности в безопасности. Повышение уровня заработной платы не входит в компетенцию руководителя ОУ, но с введением стимулирующих надбавок педагоги могут значительно повысить свои доходы при условии профессиональной компетентности и способности выдавать качественный результат своей работы. В условиях скудного бюджетного финансирования руководитель должен уметь изыскать средства на пополнение материально-технической базы – это возможно путем введения платных образовательных услуг, привлечения спонсорских средств и внедрения инновационных технологий.
Потребность в принятии выражается желанием педагогов работать в хорошем, сплоченном коллективе, взаимодействовать с адекватными родителями воспитанников. Благоприятная атмосфера в коллективе во многом зависит от руководителя учреждения, от его способности доверять сотрудникам, прислушиваться к их мнению, уважать их опыт, а также от его умения построить отношения между учреждением и родителями воспитанников: стремиться, чтобы качество услуг соответствовало запросам заказчиков – родителей, но и не потакать всех прихотям, противостоять необоснованным претензиям, защищать своих сотрудников на всех уровнях, наладить дисциплину как сотрудников, так и родителей.
Потребность в признании педагога удовлетворяется за счет признания его профессиональной успешности путем установления тех же стимулирующих надбавок за качество работы, выдвижения и поощрения участия в различных профессиональных конкурсах, средствами нематериального стимулирования. Руководитель должен и может установить в коллективе доверительные и уважительные отношения.
Потребность в самореализации педагога удовлетворяется при обеспечении возможности для педагогов повышения их квалификации, проведения аттестации, различных творческих потребностей. В учреждении должна быть налажена работа по содействию педагогам в реализации таких потребностей. Педагоги должны иметь возможность проходить курсы повышения квалификации, должны быть созданы условия для самообразования и внутрикорпоративного обучения, непосредственный руководитель должен курировать прохождение аттестации. В учреждении могут быть созданы условия для реализации творческих порывов, нельзя ограничивать педагогов рамками сухих планов и программ.
«Учитель находится в ситуации "стресс, который всегда со мной". Мы даже полюбили этот стресс», - сказал А.Г. Асмолов, выступая на конференции ИТНШ-2015 26 марта 2015 года. Задача руководителя в том, чтобы минимизировать этот стресс, избежать выгорания педагогов, способствовать их благополучию во всех отношения. |