Какие решения в организации должен принимать руководитель, какие – заместитель руководителя, какие – сотрудники?
Закон «Об образовании в РФ» и квалификационный справочник определяет круг компетенций работников системы образования. К компетенциям и трудовым функциям руководителя ОУ относятся: правовые, финансово-экономические и организационные компетенции. Мы считаем, руководитель ОУ должен рассматриваться как современный топ-менеджер с такими ключевыми компетенциями, как эффективное целеполагание, коммуникативная компетентность и работа с ключевыми сотрудниками, персональный и корпоративный тайм-менеджмент, умение отдыхать и способность творить. Таким образом, целями и задачами совместной деятельности участников образовательного процесса являются функциональное разделение труда и координация совместной деятельности. Конкретизируя, можно указать, что руководитель должен разрабатывать и утверждать принятые и согласованные органами управления локальные нормативные акты. Руководитель должен заниматься кадровой политикой учреждения. Руководитель должен обеспечивать выполнение государственного задания и исполнение бюджета. Имея компетентных заместителей – руководителей второго уровня, руководитель должен делегировать им необходимые полномочия и поддерживать их авторитет в коллективе, но, в то же время, не перекладывая на заместителей свои непосредственные обязанности. Заместитель по учебно-воспитательной работе вправе самостоятельно, по согласованию с педсоветом, планировать работу педагогического коллектива, обязан разрабатывать документацию по должности, программы, планы; обязан осуществлять методическую и информационную поддержку участников образовательного процесса, отвечать за безопасность образовательного процесса, соответствие ОП нормам ФГОС ДО, СанПиН и прочим нормативным актам. Заместитель по административно-хозяйственной работе осуществляет материально-техническое обеспечение образовательного процесса, обеспечивает функционирование технического оборудования и служб ДОУ, отвечает за комплексную безопасность учреждения, разрабатывает документацию по должности, контролирует деятельность вспомогательного персонала. Педагогические работники вправе работать по своим рабочим программам, разработанным на основе образовательных программ учреждения и утвержденным педсоветом ОУ. Педагоги должны принимать решения по образовательному маршруту группы и каждого воспитанника. Воспитатель принимает решения для обеспечения охраны жизни и здоровья воспитанников, для создания развивающей образовательной среды группы.
Необходимо понимать, что между ДОУ и остальными ОУ лежит огромная пропасть в плане кадрового обеспечения. Хотя задачи перед ДОУ стоят те же, в штатном расписании не предусмотрены должности на выполнение этих задач: нет даже делопроизводителя, нет инженеров или системных администраторов; невозможно взять на работу квалифицированных рабочих; то есть многие сотрудники ДОУ вынуждены брать на себя функции, абсолютно не свойственные их должностям. Руководители первого и второго уровня, весь коллектив ОУ должны функционировать в тесном взаимодействии между собой, работая на благо учреждения и всех участников образовательного процесса. |