Когда говорят о "готовности к школе",
то имеют ввиду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в
котором присутствуют все основные компоненты. Мне нравится определение
психолога Л. Венгера, который говорил, что этот набор похож на набор
необходимых продуктов, без которых нельзя приготовить определенного
блюда, хотя пропорции его составляющих могут быть разные, они могут
дополнять друг друга, и недостаток одного может компенсироваться БОльшим
количеством другого, но совсем без них обойтись нельзя.
Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.
Интеллектуальная зрелость - это
способность концентрировать внимание, способность уловить основные
связи между явлениями (аналитическое мышление); это дифференцированное
восприятие (например, умение выделить фигуру из фона), умение
воспроизводить образец, а, также, достаточный уровень развития
зрительно-моторной координации. Критерием интеллектуальной готовности
является, также, развитая речь ребенка. Можно сказать, что
интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур
головного мозга.
Эмоциональная зрелость - умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
К социальной зрелости относится
потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, а
также способность исполнять роль ученика. Всё перечисленное является
психологической готовностью к обучению в условиях школы.
Это - тот фундамент, на котором строятся знания и умения. Если нет
фундамента, которым является сформированность перечисленных категорий,
то надстройки в виде полученных знаний, умений и навыков (обучение
счету, чтению и пр.) будут рассыпаться, как карточный домик.
Ребенок, который не готов к школьному обучению, не может
сосредоточиться на уроке, он часто отвлекается, теряет нить объяснения,
не в состоянии включиться в общий ритм работы класса.. В основном, это
дети, у которых возникли проблемы при обучении в начальной школе. Очень
часто у таких детей слабо развита связная речь - они не умеют задавать
вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное. У ребенка,
который плохо подготовлен к школе, нет интереса к познанию, он не
стремится к творчеству, а склонен к шаблонным решениям, он не проявляет
инициативы.
ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ И ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ
Но кроме основных трех аспектов не стоит забывать
об общем физическом развитии и двигательных навыков детей.
Очень часто родители делают распространенную ошибку, когда перед
школой в развитии ребенка делают упор на интеллектуальных способностях,
при этом в меньшей мере уделяют внимание социально-эмоциональной
стороне, а физическое развитие и вообще порой и вообще игнорируется.
Однако от физического развития ребенка зависит множество сторон:
- Здоровье. Современные статистические данные
говорят о том, что среди поступающих в первый класс детей только 10%
имеют первую группу здоровья. Однако только здоровый ребенок может
быстро адаптироваться в школе и эффективно усваивать знания.
- Работоспособность. Достаточная двигательная
нагрузка способствует правильному кровообращению, а значит головной
мозг ребенка получает достаточное питание и насыщение кислородом, что
благоприятным образом сказывается на умственной работоспособности
- Эмоциональное самочувствие. Ребенок, испытывающий
различные деструктивные эмоции не способен правильно развивать и
усваивать необходимые знания. Двигательная активность способна снимать
такие эмоциональные состояния, как напряжение, агрессивность, делают
ребенка более жизнерадостным.
- Графомоторные навыки. Умения действовать кистью и
пальцами рук имеет большое значение в овладении письмом. Кроме того
развитие мелкой моторики рук способствует развитию речевых центров
головного мозга.
- Общение. Недостаточное развитие двигательных навыков ребенка не дает возможность ребенку играть в подвижные игры с другими детьми.
- Осанка. Хорошая осанка предполагает хорошо
развитые мышцы. Больше движения и спортивные занятия - вот наилучшее
средство для укрепления мускулатуры.
- Уверенность в себе. Сильный и ловкий ребенок, которому легко удается осваивать новые движения, уверен в себе, он не пасует перед трудностями, всегда готов их преодолевать.
|