Занимаясь уборкой или приготовлением обеда, напевайте что-нибудь.
Когда малыш может Вас слышать, разговаривайте вслух сами с собой.
Если Вы увидели, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).
Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном.
Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его сочувственно и внимательно.
Установите четкие и жесткие требования к ребенку.
Говорите с малышом короткими фразами.
В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов.
Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
Говорите медленно.
Будьте терпеливы.
Сначала спрашивайте «что»; «почему» спросите, когда малыш подрастет.
Каждый день читайте ребенку.
Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
Не скупитесь на награду: похвалу или поцелуй.
Поощряйте любопытство и воображение Вашего малыша.
Поощряйте игры с другими детьми.
Старайтесь, чтобы малыш вместе с Вами готовил обед, гуляйте с
ним, играйте, лепите «куличики» из песка, пусть он поможет Вам
пересаживать цветы, вешать полки.
Приобретите пластинки или кассеты с записями любимых песенок, стихов и сказок ребенка: пусть он слушает их снова и снова.
Помогите ребенку выучить его имя и фамилию.
Если ребенок начал что-то коллекционировать — кораблики,
машинки, крышки от бутылок — или у него появилось хобби, займитесь этим
вместе с ним; вообще старайтесь проявлять интерес к тому, что ему
нравится делать.
Посещайте специальные группы для родителей с детьми в детских
музеях, учебных центрах, библиотеках, находящихся по соседству школах.
Регулярно водите ребенка в библиотеку.
Будьте примером для малыша: пусть он видит, какое удовольствие Вы получаете от чтения газет, журналов, книг.
Не теряйте чувства юмора.
Играйте с ребенком в разные игры.
Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.
Не делайте!
Не перебивайте ребенка, не говорите, что Вы все поняли, не
отворачивайтесь, пока малыш не закончил рассказывать, — другими словами,
не дайте ему заподозрить, что Вас мало интересует то, о чем он говорит.
Не задавайте слишком много вопросов.
Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.
Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим.
Не требуйте сразу слишком многого: пройдет немало времени,
прежде чем малыш приучится самостоятельно убирать свои игрушки или
приводить в порядок комнату,
Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: "Не так! Переделай это".
Не говорите: "Нет, она не красная". Лучше сказать просто: "Она синяя".
Не надо критиковать ребенка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии других людей.
Не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на Вас внимание.
Не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком мною стимулов или впечатлений: игрушек, поездок и т. д.
Не ожидайте от ребенка дошкольного возраста понимания:
всех логических связей;
всех Ваших чувств («Мама устала»);
абстрактных рассуждений и объяснений.
Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждой
перемены в ребенке: небольшого продвижении вперед или, наоборот,
некоторого регресса.
Не сравнивайте малыша ни с какими другими детьми: ни с его
братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его приятелями или
родственниками.
Отрывок из книги: Джералдина Чейпи. Готовность к школе.