Автор: Макарова Н.Ю.,
музыкальный руководитель ГБДОУ№ 17
Пение− основной вид музыкальной деятельности ребенка. Песня сопровождает человека всю жизнь. В последние десятилетия, когда компьютерные, информационные технологии заняли ведущие позиции в обществе, становлению культуры и духовно−нравственному воспитанию отводится все меньше места. «Именно песне принадлежит роль «душевного катализатора». В песне есть нечто воспитывающее душу и, в особенности, чувство»,− писал К. Д. Ушинский. Через пение, песенное творчество, ребенок развивает способность переживать – эмпатию, уже в раннем возрасте формируется интенция к музыкальным жанрам.
«… Для ребенка голос – самый доступный и первейший инструмент»−, писал Л. Стоковский. Нельзя не согласиться с музыкантом, с помощью голоса можно выразить эмоции, переживания, чувства. Пение – это сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса.
Развитие речи ребенка через пение достигается работой над певческими навыками:звукообразованием, дыханием, чистотой интонации, дикцией. Звукообразование предполагает, прежде всего, качество звука. Дети должны петь высоким, светлым звуком, без крика и напряжения. Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность. Для обучения напевному звучанию важно добиваться протяженного звучания в конце фразы «Маме, мамочке песенку споем».
Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных. Четкость дикции характеризуется хорошей артикуляцией, т.е. правильным положением языка, губ, гортани.Понятия артикуляция и дикция тесно связаны между собой. Постановке правильной дикции предшествует артикуляционная гимнастика, активизирующая каждую из частей речевого аппарата. Для того чтобы добиться хорошей дикции, сначала необходимо разогреть и подготовить органы, участвующие в произношении звуков (язык, небо, гортань и т.д.). Этому способствуют артикуляционная гимнастика. Цель ее – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве. В результате этого повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, и как следствие, улучшается музыкальная память, внимание.
- Упражнение «Большой и маленький поезд». (пропевание слогов «ТУ−ТУ−ТУ» в низкой и высокой тесситуре, «ш−ш−ш», имитация пара)
- Упражнение «Птичка и птенчики» (низкий голос мамы «пи−пи−пи», высокие голоса птенчиков «пи−пи−пи»)
- Упражнение «Метель» ( на звукУ, попытаться голосом изобразить метель, завывания, начало и затишье)
В обучении детей правильному звукопроизношению, я опираюсь на основные правила дикции. В пении, как и в речи, ударные гласные сохраняют свой риторический акцент (в лесУ, в декабрЕ).
Безударные гласные также не изменяются. Особенностью пропевания гласных является увеличение их звучания во времени. Поэтому беглая в речи О звучит в пении как А (к[А]рова, [А]ктября), звук Ямикшируется и произносится как Е (в окт[Е]бре). Согласные проговариваются быстро и четко.
На безударных гласных дети часто делают ошибки. Произнося звук Е часто заменяют его на И (здравствуйт[И], п[И]тушок, р[И]бят), а букву Я заменяют на И (масл[И]на головушка). Замена звуков нередко происходит и в окончаниях (нежную на нежн[аю], мороз на моро[с]).
Большую роль в работе над дикцией играют скороговорки. Они развивают скорость чередования различных звуков, регулирующих темп артикуляционного движения мышц (подвижность губ, языка и щек)
- Черепашка, не скучая, час сидит за чашкой чая [Ч]
- Мышонку шепчет мышь: «ты все шуршишь, не спишь!» [Ш]
- Серые бараны били в барабаны [P, Б]
- У осы не усы, не усища, а усики [С]
Для детей младшего дошкольного возраста большое значение имеет яркий демонстрационный материал, поэтому перед началом упражнения, стоит предоставить наглядный образ предмета. ( Напр. упражнение «Большой и маленький поезд» − иллюстрацию). Развитие певческих навыков происходит с исполнения простых попевок, элементарного подпевания слогов, звукоподражания.
- Игровой прием «Поем на дудочке» (ду−ду−ду)
- «Как звенит колокольчик» (динь−динь−динь)
Так же дети хорошо различают речевые интонации, поэтому вслушиваются в вопросительные интонации, их характеристики (грусть, печаль).
Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата.
См. также:
|