ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и жен-ского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие пред-ставительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидиру-ющие положения среди мужчин, стираются границы между "женскими" и "мужскими" профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачива-ют способность играть правильную роль в браке, из "добытчиков" они по-степенно превращаются в "потребителей", а все обязанности по воспита-нию детей они перекладывают на женские плечи. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологи-ческие позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Многие де-вочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разре-шать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют посто-ять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к де-вочкам. Со словами Л.Н.Толстого не согласиться невозможно. « От новорожденного до пяти лет страшное расстояние». В течение пяти первых лет малыш овладевает движением своего тела. Он изучает и познает мир, приобщаясь к нему, проигрывая все то, что видит-наблюдает вокруг. И поэтому мы - взрослые - в этот период должны быть надежными наставниками, помощниками и друзьями. В нашем ДОУ осуществляется полоролевая социализация детей дошкольного возраста, с учетом условий дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек. Мы считаем, что накопленная народом педагогическая мудрость, которая содержится в сказках, играх, пословицах, традициях и обрядах способствует овладению ребенком ценностями и способами полоролевого поведения. С этой целью детей знакомим с русскими народными играми, хороводами, заучиваем пословицы и поговорки о женских и мужских качествах, семье, труде. На музыкальных занятиях наиболее продуктивна и ярко выражена работа по гендерному воспитанию при разучивании танцев (менуэт, вальс, полька, кадриль и т.д.), обыгрывании песен, хороводов, стихотво-рений, драматизации сказок, проведении праздников и развлечений. Мальчики на музыкальных занятиях овладевают навыками ведущего партнера в танцах, совершенствуют мужские качества (храбрость, ответственность, справедливость, настойчивость, находчивость), учатся вести себя в обществе (уроки этикета). Девочки – становятся более нежными, изящными, легкими (в танцах), мягкими, беззащитными, требующими к себе внимание. Овладению традиционными свойствами личности: мужественности – у мальчиков и женственности – у девочек помогают такие средства воздействия, как музыка (классическая, народная), художественное слово (сказки, былины, стихи, рассказы), атрибутика (цветы, шарфы, ленты), элементы мужских и женских костюмов. Большую помощь в воспитании мальчиков и девочек оказывают родители. Они являются прямыми участниками всех проводимых праздников, досугов и развлечений. Совместно с родителями проводился досуг, посвященный Дню Защитников Отечества, где папы, своим личным примером, показывали при выполнении заданий силу, мужественность, находчивость и т.д. Мамы – хозяйственность, мудрость, свое мастерство в рукоделии. Такая работа по созданию в детском саду условий, способствующих гендерной социализации детей, принесет положительные результаты. Будет расти культура поведения и общения детей, мальчики станут более внимательными по отношению к девочкам, а девочки - доброжелательными по отношению к мальчикам. |