Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Хотите устроиться к нам на работу помощником воспитателя и узнать, какая будет зарплата?

Группа "Гости"



Добро пожаловать!
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
О нас
Образование в ДОУ
Поделиться

Каталог статей

Главная » Статьи » Консультации специалистов » Советы психолога

КАК ВЫБРАТЬ ИГРУШКУ ДЛЯ РЕБЕНКА?

Выбирая игрушки для ребенка, естественно, прежде всего, ориентироваться на его возраст, а значит на то, что он любит и умеет делать.

Главная функция игрушки заключается в активизации самостоятельной детской деятельности.

Игрушка должна стимулировать осмысленную деятельность ребенка, создавать необходимые условия для его самостоятельной активности и тем самым способствовать его развитию. Развивающий и образовательный эффект игрушки определяется прежде всего характером игрового действия.

Если это действие осмыслено и активно, оно всегда способствует развитию тех или иных сторон психики и личности ребенка. Однако, действия ребенка бывают самые разные.

В психологии выделяются две группы деятельности детей, которые развивают разные сферы психики ребенка. В первую входят те, в которых происходит освоение смыслов и норм отношений между людьми. На этой основе развивается социально- личностная сфера ребенка.

Вторую группу составляют виды деятельности, в которых происходит усвоение способов действия с предметами. На этой основе формируются интеллектуальные и познавательные способности детей, их двигательные и технические возможностей.

В каждом возрасте существует главная линия развития, которой соответствует ведущая деятельность. Приоритетные виды игрушек на каждом этапе возрастного развития определяются, прежде всего, этой ведущей деятельностью и связаны с ее обеспечением. Это вовсе не означает, что у ребенка в 2 или в 4 года должны быть только однотипные  игрушки. Очевидно, что и социально- личностное, и умственное и физическое развитие ребенка происходит во всех возрастах. Поэтому ребенку всегда нужны разные виды игрушек. Кроме того, существует определенные игрушки, которые открывают бесконечно разнообразные по возможности игры и которые нужны во всех возрастах (например, мячи, вкладыши, мозаики, куклы и пр.). И все-таки, для каждого возраста существуют свои особенные игрушки, которые предполагают определенный способ действия и наиболее тесно связаны с возрастными особенностями и задачами развития данного периода.

КАК ВЫБРАТЬ ИГРУШКУ?

КРИТЕРИИ ОТБОРА

1. Простота и доступность.Иногда взрослым   кажется,   что  чем   больше  разных свойств   и   качеств   содержит   игрушка,   тем лучше. К примеру, пластмассовый слоник на колесах, который одновременно и паровозик, и телефон. Казалось бы, такая универсальная игрушка    открывает    самые    разнообразные возможности для деятельности ребенка. Но – подобное    «разнообразие»  лишь дезориентирует   малыша.   Он   не   знает,   что нужно делать —  возить слоника,  кормить его или    разговаривать    по   телефону.    Причем, полноценно    выполнить    все    эти    действия
невозможно.    Гораздо полезнее в этом отношении было бы «разъединить» функции и предложить ребёнку три разных и понятных по своему назначению и по способу действия предметы.

 2.Стимуляция активных действий.  «Полезность»      игрушки          далеко      не единственный критерий оценки. В ней как бы пересекаются интересы и задачи взрослого и ребёнка. Она обязательно должна приносить малышу   радость   и   удовольствие.   Соответствиеинтересамсамогоребёнка - важнейшее требование к игрушке, которое, собственно и делает её игрушкой. Но интересы и предпочтения у детей и взрослых зачастую не совпадают. Взрослых привлекает внешняя красота, сложность, богатство деталей, или описанное в аннотации развивающее значение. У детей несколько другие «приоритеты». Они могут предпочитать ту или иную игрушку потому, что видели подобную у своих друзей, или потому что она похожа на знакомого сказочного или телевизионного персонажа. Однако главным привлекающим фактором для ребёнка является возможность что-либо с ней делать.
Кроме того, развивающая роль игрушки заключается в ее способности быть не просто привлекательной, но и открытой для разнообразных форм активности ребёнка. Предметы, предполагающие, пусть и полезные, но стереотипные, однообразные действия, могут стать материалом для упражнений, тренировок, но не для игры. Игра — это сфера образов, условностей, скрытых возможностей. Это, прежде всего, проба своих способностей и выяснение свойств предмета, с которым играешь. Поэтому он должен содержать элемент новизны для поддержания любознательности и собственной активности ребёнка.
Игрушка должна быть максимально открыта для преобразований. Такие универсальные и популярные во все времена игрушки как мячи, кубики, вкладыши, куклы, благодаря своей простоте,
чрезвычайно       пластичны, допускают бесконечные усложнения, тысячи новых комбинаций и не могут наскучить ребёнку. Таким образом, открытостьдля разнообразныхдействий, гибкостьи простота— важное требование для хорошей игрушки.

3. Поощрение самостоятельности.  Игровые действия ребёнка должны быть самостоятельными.   Игрушку можно рассматривать как особый предмет, позволяющий ему ощутить уверенность в своих силах. Она должна быть опорой для самостоятельных действий детей, должна помогать ощутить свою компетентность и автономность. Игрушки должны способствовать самостоятельной постановке и разрешению все более сложных задач. Наличие не только «загадки», но и подсказки, вызовет интерес и желание действовать. Предмет игры выбран правильно, если он содержит понятные ребенку ориентиры для его самостоятельной деятельности.

4. Этика, эстетика, культура. К социальным особенностям игрушки относится, прежде всего, этическийаспект, который наиболее тесно связан с её воспитательной функцией. Игрушка должна по возможности вызывать добрые, гуманные чувства. Недопустимым является наличие в ней качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессивность, безразличное, объектное к живому, недопустимы.
При выборе игрушек всегда нужно учитывать и художественный, эстетический аспект.

Важный момент в оценке игрушки — её связь с окружающей общественной жизнью.Показательно, что игрушки каждого поколения детей существенно различаются (в особенности куклы, бытовая утварь, транспорт). Очевидно, что, пользуясь ими, дети осваивают различные общественные модели. Через игру дошкольники привыкают к орудиям труда, предметам домашнего обихода, мебели, одежде, машинам, принятым в современном для них обществе. Поэтому «современность»игрушки, её способность воплотить в себе и передать детям «дух своего времени», должны учитываться при оценке.

Кроме того, важным достоинством игрушки является её связьскультурными традициями       своего       народа. «Традиционность» игрушки имеет не только этнографическое или историко-культурное значение, но и является незаменимым средством воспитания и развития детей. Особенно богата в этом отношении отечественная традиция (дымковская, гжельская, сергиево - посадская деревянная игрушка). И, конечно же, важно оценивать техническиекачестваигрушки. На первый план здесь выходят прочностьи безопасность.

Таковы самые общие требования, которые необходимо учитывать при выборе игрушки для ребёнка.

Категория: Советы психолога | Добавил: AdminER (07.04.2011)
Просмотров: 1305 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Условия для детей
Родителям
Копилка
Отчеты
АХР
Наше творчество

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Баннеры
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Категории раздела
Советы психолога [18] Советы логопеда [18]
Советы музыкального руководителя [15] Советы старшего воспитателя [4]
Советы психолога [3] Советы инструктора по ФИЗО [21]
Советы медиков [25] Помощь бухгалтера [8]

© Olga Ermolick 2009-2024
 Сайт ГБДОУ №17 Центрального района Санкт-Петербурга

17@dou-center.spb.ru
Политика организации в отношении обработки персональных данных на сайте