Вопрос: Готовим ребенка к школе
дома. Узнали о требованиях школы, в которую хотели попасть. Трудность в
следующем: не знаем как получить более точную информацию о
достижениях ребенка. Посоветуйте, какие средства могут использовать
сами родители для этого?
Ответ: Методики,
используемые для определения готовности к школе, довольно разнообразны.
Одни учитывают лишь определенные стороны развития ребенка, другие -
позволяют дать более целостную, комплексную оценку.
Родителям следует помнить, что никакой тест не даст стопроцентного
прогноза успеха или неудачи, он может только подсказать, на что
обратить внимание. Кроме того, даже опытный психолог не сможет
проверить все стороны готовности в один присест.
Конечно, применение сложных методик - дело специалистов, и если Вы
хотите получить более объективное и полное представление об уровне
школьной зрелости ребенка - обратитесь к ним.
Хорошие ориентиры для определения значимых показателей готовности
ребенка к школе заложены в новую программу обучения развития
дошкольника "Истоки".
Вопрос: Наш ребенок не посещает детский сад. 1
сентября ему идти в школу. Дома мы стараемся создать все условия для
занятий и игр. Мама не работает и все время посвящает ребенку. Вместе с
тем, нас не может не волновать вопрос, не упускаем ли мы чего-нибудь
важного в подготовке?
Ответ: Самое важное, что Вы
рискуете упустить - опыт общения ребенка со сверстниками и разными
взрослыми. Ведь умения ребенка ориентироваться на партнера, слушать
его, принимать его позицию, согласовывать с ним свои действия,
конструктивно спорить - одни из наиболее значимых в современных
системах обучения.
Поэтому посоветуем Вам находить возможности для организации такого
общения. Не бойтесь приглашать в дом сверстников Вашего ребенка,
постарайтесь ненавязчиво, тактично организовать общение детей по поводу
игры, других интересующих детей видов деятельности. Очень хорошо, если
Ваш ребенок посещает какие-то кружки, студии, секции, где имеет
возможность общаться со сверстниками.
Особенно полезно было бы в последний предшкольный год посещать
занятия в группе "Развитие", которую Вы наверняка найдете в одной из
ближайших к дому детских садов.
В таких группах специалисты организуют деятельность и общение детей
так, чтобы формирование собственно учебных умений, овладение знаниями
не нарушали естественный ход развития ребенка, максимально
способствовали его продвижению.
Вопрос: Что можно сделать, чтобы воспитать внимание, сосредоточенность у ребенка, преодолеть его рассеянность?
Ответ: Рассеянность - это
психическое состояние, для которого характерно отсутствие
сосредоточенности, внимания. Рассеянный ребенок не умеет выделять
главное при наблюдении в деятельности, следовать четкому порядку, быть
организованным и исполнительным.
Обычно рассеянность - это результат неправильного
воспитания. Если ребенок приучен к порядку, усвоил навыки дисциплины и
организованности, привык заканчивать начатое дело, он не может быть
рассеянным. И наоборот, если родители позволяют нарушать режим, а
беспорядок в уголке ребенка и его забывчивость расценивают как мелочи,
то незаметно в поведении дошкольника появляются неорганизованность и
рассеянность. Эти качества особенно отрицательно скажутся в школьном
возрасте. Рассеянному школьнику трудно учиться, он отвлекается, не
слушает объяснение учителя, может не выполнить задания. Поэтому прежде
всего не следует упрекать дошкольника и наказывать его за
несобранность, забывчивость, неаккуратность.
Необходимо терпеливо тренировать его в правильном поведении, учить
преодолевать свои недостатки. Для этого должен строго соблюдаться
четкий режим дня. Приучая ребенка к выполнению режима, ему напоминают,
что нужно сделать, контролируют его действия. Постепенно соблюдение
режима войдет в привычку, ребенок научится ответственно относиться к
различным обязанностям.
Внимательность, сосредоточенность ребенка лучше всего тренируется в
игре. Например, возьмите много мелких предметов (пуговицы, гвоздики,
орехи, камешки), рассыпьте их по столу. Пусть ребенок постарается
запомнить, какие вещи лежат на столе. Закройте предметы бумагой и
предложите сыну (дочери) назвать все, что лежит под ней.
Или еще одна игра. Поставьте рядом 5-6 игрушек. Ребенок закрывает
глаза, а в это время с игрушками происходят какие-то изменения.
Исчезает одна из игрушек, добавляется новая, меняется их расположение.
Открыв глаза, ребенок должен сказать, что изменилось. Иногда рассеянность ребенка вызывается болезнью, временным ослаблением
всего организма. В этом случае необходимо укрепить здоровье ребенка, наладить его питание и отдых.
Рассеянность вызывается также подавленностью, плохим настроением. Это уже зависит от обстановки в семье.
Вопрос: Мой ребенок "домашний", т.е. никогда не
посещал детский сад. Через год ему пора в школу. Где моего ребенка
смогут подготовить к школе?
Ответ: Наш совет - найти
детский сад, в котором работает "Группа развития". Группы эти бывают
разновозрастные и одновоз-растные. Дети посещают разнообразные занятия:
музыкальные, художественную гимнастику, изостудию, обучение чтению и
счету и т.д. Форма занятий, в основном, игровая, дети много двигаются,
общаются в доброжелательной обстановке. Кроме этого, у детей есть
время вне занятий общаться друг с другом (с ровесником, ребенком
помладше), с малознакомыми взрослыми. У Вашего ребенка вырабатываются
свои формы и нормы общения с человеком любого
возраста. Ведь для того, чтобы Ваш ребенок не подвергся сильному стрессу
в начале своей учебной деятельности, ему нужно приобрести характерные
черты ребенка, готового к школе:
- умение войти в общий разговор (достигается разнообразным общением, о котором мы говорили);
- умение войти в общий темп и ритм занятия (музыкальные и занятия гимнастикой очень важны);
- умение удержать состояние работоспособности на протяжении
всего занятия;
- умение найти напарника для работы (ребенок изучает во время занятий, игр способности других);
- умение самому доводить дело до ожидаемого эффекта.
И, если нет возможности посещать детский сад
постоянно, то такая "Группа развития" поможет Вашему ребенку приобрести
эти умения.
Вопрос: Наш ребенок (ему 5,5 лет) во время
совместных прогулок задает очень много вопросов. Не дослушав ответ на
один, тут же задает другой. Надо ли торопиться отвечать на все его
вопросы или поступить как-то по-другому?
Ответ: Прежде всего надо
порадоваться тому, что Ваш ребенок проявляет интерес к окружающему
миру, умеет удивляться и стремится поделиться этим с Вами. Но
разобраться с тем, почему ребенок не дослушивает Ваши ответы, нужно. В
данном случае нам необходимо обратиться к двум важнейшим сферам жизни
ребенка: общения и познания. Бывает так, что вопросы ребенка и не
направлены на то, чтобы получить ответ, они задаются исключительно для
того, чтобы привлечь внимание взрослого, насладиться общением с ним.
Неважно, что отвечает взрослый, важно, что он общается со мной, уделяет
мне внимание. Все это вполне естественно.
Вместе с тем, именно от взрослого, его позиции зависит, чтобы такое
общение стало еще более полезным и наполняло познавательный опыт
ребенка, готовящегося к школьной жизни, новым содержанием.
Известно, что ребенок - дошкольник не готов слушать долгий монолог взрослого и очень стремится к диалогу с ним.
Попробуйте привлечь самого ребенка к ответам на его же вопросы.
Подумайте вместе, порассуждайте, задавая ребенку встречные вопросы.
Возможно нужно вместе понаблюдать, выделяя самое важное. Поиск ответа
непременно заставляет сравнивать, анализировать, обобщать, развивать
речь.
Порадуйтесь вместе с ребенком найденному ответу, сделанному
откровенно. Если ответ не найден - это повод обратиться к книге,
другому человеку и т.д.
Важно учить ребенка слушать и слышать другого человека. Задача эта
очень непростая, но, вместе с тем, и чрезвычайно важная. К этому нельзя
принуждать, но нужно приучать. Многое зависит от того, умеете ли Вы
выслушать ребенка, помочь ему высказать свою мысль, отношение. Уважайте
вопросы, мнения, суждения ребенка (даже если они ошибочны или чем-то
Вас не устраивают). Помните, что вопросы - показатель познавательной
активности, любознательности.
Общение с ребенком по поводу познания - важнейшее средство развития
мышления и речи, памяти, воображения, внимания, эмоциональной и волевой
сферы. Не отмахивайтесь от вопросов детей - Вы рискуете потерять их
доверие.
Вопрос: Нам бы хотелось отдать своего ребенка в "элитарную" школу. При этой школе действуют подготовительные курсы.
Но смущает, что занятия там проводятся в вечернее время. Не повредит ли это ребенку?
Ответ: Ваши опасения
небеспочвенны. Ведь эти курсы скорее всего будут готовить Вашего ребенка
к тестированию при поступлении в данную школу, "натаскивать" на ее
конкретные требования.
Занятия, как Вы сказали, проходят в вечернее время, когда ребенок
уже устал и работоспособность низкая, и утомляемость высокая.
И уже совсем не добавляет интереса к занятиям то, что они чаще
всего проводятся в форме урока. На таких уроках детей форсированно учат
писать, читать, считать и т.д. (дублируется программа первого класса),
часто без учета готовности к этому конкретного ребенка. Занятия, как
правило, платные. Значит, вы будете стараться ни в коем случае их не
пропускать.
В результате всех этих стараний ребенок просто устанет и у него
появится негативное отношение к школе, школьным занятиям, учителю. А
желание идти в 1 класс пропадет совсем!
Потерь здесь может быть больше, чем приобретений. Советуем Вам,
познакомившись с требованиями данной школы, поискать в ближайших
детских садах работающие там группы "Развития", узнать об их
программах и выбрать соответствующую. Если же в данной школе настаивают
на посещении подобных курсов будущими первоклассниками, то, если
здоровье и психологический комфорт ребенка для Вас дороже престижности
обучения в "элитарной" школе - откажитесь от желания учиться в таком
учебном заведении (подобные курсы нельзя квалифицировать как
профессиональный, а уж тем более личностно-гуманный подход к ребенку).
Вопрос: Не знаю, что случилось с дочерью: всегда
послушная и ласковая, она превратилась в упрямого грубого ребенка,
часто капризничает и не хочет посещать прогимназию? Что делать?
Ответ: Картина, описанная
вами, типичная для психологического кризиса детей 7-летнего возраста.
Одно из самых характерных поведенческих проявлений кризиса этого
возраста заключается в потере детской непосредственности. Ребенок этого
возраста может начать манерничать, капризничать, его поведение
беспричинно становится неуправляемым. Это объясняется тем, что если
раньше ребенок поступал ситуативно и непосредственно, то в этом
возрасте его поведение становится более произвольным - ребенок
сознательно принимает на себя какую-то роль, может не всегда подходящую
к ситуации, а затем ведет себя в соответствии со взятой ролью. Отсюда и
неестественность поведения и беспричинные смены настроения. Но это все
пройдет. Останется способность действовать не только под влиянием
эмоций, но преобразовывать их и подчинять чувству. В этом возрасте
происходит перестройка не только психического, но и физиологического
развития. Нервная система дошкольника более пластична, более способна к
развитию, но она и более уязвима. Нервные механизмы произвольности
только формируются. И если преждевременно включить ребенка в
деятельность, требующую произвольности внимания, памяти, восприятия, то
это нанесет большой вред здоровью Вашего ребенка, а знания не пойдут
впрок.
Одним из наиболее действенных Ваших помощников является игра.
Сюжетно-ролевая игра научит ребенка приобретать опыт поведения в разных
ситуациях, изменять его в зависимости от сюжета. Желательно, чтобы в
такой игре у ребенка были партнеры-сверстники, и он будет поставлен
перед необходимостью согласовывать с ними свои действия, подчиняться
общему замыслу. Полезно сыграть роль капризного, упрямого персонажа,
ощутив на себе реакции партнеров по игре и последствия такого поведения
героя (по сюжету).
Очень эффективны и игры с правилами. Вопрос о том, отдавать ли ребенка в
прогимназию или группу "Развитие" в детском саду посоветуем Вам решать
со специалистами-психологами. Будьте терпеливы, не действуйте
давлением, наказанием, но и не считайте проявления грубости
естественными.
Вопрос: У меня очень послушная девочка, мы в семье с
ней не испытываем трудностей. Но когда мы приходим в гости, то она
замыкается, краснеет, волнуется. Все дети читают, что-то рассказывают,
поют, а наша дочь еле лепечет, просит нас поскорее уйти домой. Ей уже
7-й год, скоро идти в школу, а она такая робкая, тихая, сторонится
общения. Мы ей уже не раз говорили - нельзя быть такой. Как сделать,
чтобы она свободно общалась и со сверстниками, и со взрослыми. Нас
волнует, как же она в школе будет общаться и учиться?"
Ответ: Возможно, Вы очень
строги с Вашей дочерью дома, постоянно ругаете за промахи, возможно и
замечания в ее адрес делаете в присутствии ее друзей, взрослых. Девочка
чувствует от этого свою неуверенность, а может быть страх, что она
сделает что-то не так. Здесь, очевидно, надо изменить характер
взаимоотношений с дочерью - побольше хвалить, выполнять какую-то
совместную домашнюю работу, говорить ей, что ее помощь была очень
кстати. Ни в коем случае не ругать за допущенные ошибки, а только
показывать, как их исправлять, чтобы результат был хорошим. Тон
разговора с ребенком должен быть доброжелательным, участливым. И ни в
коем случае - ни с кем ее не сравнивать, а дать ей понять, что Вы ее
любите такой, какая она есть.
Посоветуем и чаще приглашать в дом сверстников
дочери, очень возможно что у нее недостаточный опыт общения с ними. В
домашней обстановке, в роли хозяйки она будет чувствовать себя
увереннее. Снять робость, скованность лучше всего поможет совместная
игра, общее дело.
Идя в магазин, поручите дочери подойти с чеком к
продавцу и попросить взвесить или подать товар. Если бываете в музее, в
театре и других местах, незаметно организуйте опыт общения ребенка с
разными малознакомыми взрослыми.
Вопрос: Жена увлекается
вышиванием, плетением и прочим рукоделием и старается приобщить к этому
нашего 6-летнего сына. Я же считаю, что это занятие не для мальчика.
Разрешите, пожалуйста, наш спор.
Ответ: Как ни удивит папу
это мнение, но занятие всяким ручным делом (а уж тем более вышиванием)
имеет самое прямое отношение и к общему развитию ребенка и к проблеме
подготовки его к школьным занятиям.
Если Вашего сына интересуют мамины увлечения и он проявляет желание
принять в этом участие, научиться чему-то - это нужно приветствовать и
поддерживать.
Нет сомнений в том, что вышивание, плетение и т.п. способствуют развитию внимания; учат усидчивости, сосредоточенности.
Никто не спорит и с тем, что подобные занятия во многом стимулируют
развитие воображения, проявления фантазии и творчества, развивают
чувство вкуса. Поскольку одним из важнейших показателей школьной
зрелости является "готовность руки к письму" (развитие мелкой моторики,
координации движений руки и глаза), то Вы сами понимаете, какой
потенциал для этого в тех занятиях, которые папы считают не мужскими.
Именно они помогут мальчику научиться хорошо и согласованно двигаться,
разовьют глазомер и сделают движения более точными.
Что плохого в том, что мальчик научится плести, шить или вышивать?
Деление на "женские" и "мужские" занятия идет только от мнения взрослых
людей, и в каждой семье эти мнения не одинаковы. Может быть эти умения
станут основой для выбора очень престижных профессий: портного,
модельера, дизайнера, ювелира и т.д.
Если вам так хочется, чтобы мальчик заинтересовался мужским делом
(научился мастерить и т.д.), то это зависит от Вас, от того примера,
который он видит перед глазами.
Может быть, Вам стоит объединиться с женой и научить сына делать,
например, разметку для будущей вышивки, модель для плетения и т.д.?
Этим Вы только поможете его развитию, а атмосфера семьи станет
благоприятнее.
В заключении отметим, что человеку сегодня важно владеть многими
умениями, все в жизни может пригодиться, да и работу найти легче.
Вопрос: Недавно купили компьютер и теперь об этом
очень жалеем. Сын увлекся компьютерными играми и не хочет слышать ни о
каких других занятиях. А ведь нам через полгода в школу. Посоветуйте,
что делать в такой ситуации.
Ответ: Нельзя не
согласиться с тем, что компьютерные игры очень увлекают. И даже
взрослые люди могут, забросив все свои дела (бывает, что и в рабочее
время), часами просиживать у экранов компьютеров.Не опасен ли
компьютер ребенку? Не мешает ли он нормальному развитию? Эти и другие
вопросы волнуют современных родителей. Тревога их естественна и
понятна. Но ответы специалистов на подобные вопросы неоднозначны и
могут удивить родителей. Общение с компьютером может принести как
вред, так и пользу. Все дело в разумной организации такого общения.
Если Вы сами купили в дом компьютер, то это уже реальность, и запрещать
ребенку работать с ним - противоречить самим себе. Как всякое
другое занятие - компьютер требует времени и правильного применения.
Конечно, сидеть перед экраном компьютера часами не рекомендуется. И
даже для непродолжительного общения лучше иметь защитный экран. Ребятам
6-7 лет желательно не играть у компьютера более получаса в течение
дня. Самое важное для нас, что одна из функций компьютерных игр -
обучающая: она способствует развитию интеллекта детей, улучшает
восприятие, память и внимание, развивает моторную координацию,
координацию совместной деятельности зрительного и моторного
анализаторов.
В любых играх детям необходимо учиться нажимать
пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру
руки. Правильность решения игровой задачи зависит от того, как быстро
ребенок сможет научиться движениями нужной клавиши (т.е. руки) провести
изображение на экране в нужном направлении. При правильном подборе игр
можно не только развивать, но и корректировать зрительно-моторную
координацию.
Если Ваш ребенок станет заниматься русским языком, математикой,
конструированием вместе с компьютером, то заинтересованность его в этих
занятиях будет неизмеримо выше. Игры на компьютере не воспринимаются
детьми в качестве занятий, но удовлетворяют их потребность в игре.
Таким образом, "игровая мотивация" может помочь ребенку усвоить те
знания, которые несут компьютерные игры.
Можно с уверенностью сказать, что формированию готовности к школе
способствуют практически все компьютерные игры. Кроме того, существуют
специальные программы, например, для формирования у детей сенсорных
эталонов (цвет, форма, размер). Большое значение для развития имеют
конструкторские игры, развивающие образное мышление детей-дошкольников.
Специальные игры для обучения детей математике, русскому языку, логике
станут вашими незаменимыми помощниками.
Итак, дело в том, что при разумном подходе компьютер станет Вашим
надежным помощником. "Уход" ребенка от Вас к компьютеру связан не
только с его привлекательностью, но и с Вашими отношениями с ребенком,
стилем общения. Нужно помнить, что дети испытывают потребность в
строительстве своего собственного воображаемого мира, который помогает
компенсировать неуверенность и слабость, зависимость от взрослых в
реальном мире. Компьютер дает возможность перенести в другой мир,
сделать его вещественным (его можно не только увидеть, с ним можно и
поиграть).
Серьезный "уход" ребенка справедливо вызывает тревогу родителей. И
как мы уже указывали выше, это чаще всего следствие неправильных
отношений ребенка со взрослыми.
Вопрос: Наш ребенок не посещает
детский сад, но дома мы создали все условия для занятий: покупаем
книги, специальные тетради. Стали замечать, что Сережа всякими способами
старается избежать занятий, и если поначалу с удовольствием учился
считать, писать, читать, то сейчас активно не желает этого. Как вернуть
интерес к занятиям, ведь до школы осталось несколько месяцев?
Ответ: Беспокойство
родителей понятно, но судя по ситуации, Вы начали занятия не совсем
правильно. Если поначалу ребенка привлекала новизна книги, тетради,
новая позиция, то затем, когда потребовались значительные усилия, он
оказался к этому не готов.
В подготовке к школе развитие умений слушать и слышать, принимать
правила или инструкцию и действовать в соответствии с ними, оценивать
свои действия и действия других и многие другие являются, по мнению
психологов, приоритетными. У дошкольников такие умения формируются
прежде всего в игре - привлекательной и привычной для детей
деятельности.
Мы советуем Вам наполнить любимые Вашим ребенком занятия полезным для
его развития содержанием и постараться построить общение так, чтобы вы
совместно решали задачи подготовки к школьной жизни. Такие занятия не
должны быть очень продолжительными, но важно, чтобы содержание их
постоянно усложнялось по мере при-, обретения ребенком опыта игры и
учения.
Из книги: Из книги: Как сформировать готовность к школьному обучению в условиях семьи?. - М., 1998.
|