Адаптация к дошкольному учреждению - сложный период как для детей,
так и для взрослых, воспитателей и родителей. Детям трудно
привыкать к новому учреждению, незнакомым сверстникам,
требованиями со стороны взрослых, режимных моментам. Поступление в
дошкольное учреждение - стресс для нормально развивающихся детей.
В этот период особое внимание важно уделять продолжительности и
качеству дневного анна, эмоциональному состоянию, контактам со
сверстниками и взрослыми, соблюдению правил поведения, игровой
активности - это зоны наибольшей уязвимости у детей. Таким
образом, все дети в период адаптации испытывает тревожность,
связанную с общением со сверстниками, а так же те или иные страхи.
Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения
взрослым необходимо сформировать у него положительную установку
на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит от
профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла,
доброты, внимания.
Необходимо организовать знакомство детей друг с другом и с
сотрудниками детского сада. Вот несколько игр и упражнений,
направленных на эмоциональную разрядку, знакомство детей друг с
другом и сплочение группы.
Приветствие.
Дети, подражая взрослому, приветствуют друг друга словами
(здравствуй, привет), мимикой и пантомимой ( кивок головы, улыбка, рукопожатие, обнимание ).
Знакомство.
Трое детей выходят в центр и, пожимая друг другу руку,
здороваются. Затем один закрывает глаза, двое меняются местами.
ребенок с закрытыми глазами через рукопожатие определяет, чье это
приветствие.
Комплименты.
Воспитатель объясняет, что комплименты - это приятные для
каждого человека слова. Затем, подходя к каждому ребенку,
спрашивает: Какой (ая) Миша ( лена)?" Дети отвечают: добрый,
ласковый, красивый.
Узнай по голосу.
Игра проводится, когда дети знают друг друга по именам. Ребенок
выходи в центр и поворачивается к детям спиной: Те называют его по
имени, а он должен узнать, кто его позвал.
Узнай по описанию.
Воспитатель или водящий описывает ребенка из группы - дети догадываются, кто это.
" Ножки ".
Ребенок рисует верхнюю часть туловища животного или любого
предмета. Затем воспитатель закрывает нарисованное листом бумаги, а
другой ребенок дорисовывает нижнюю часть или
"ножки". Получается смешной предмет или животное.
Преодолеть неуверенность, уменьшит эмоциональное торможение и
скованность помогут подвижные игры, а так же игры-драматизации.
Работники детского сада и, в первую очередь, воспитатели должны
глубоко понять сущность процесса адаптации (привыкания) ребенка к
условиям общественного воспитания.
Ведь до сих пор некоторые воспитатели считают, что слезы и
капризы ребенка во время поступления - это результат его
избалованности, изнеженности.
Но обращения воспитателя резко отличаются от того, к которому он
привык дома, более того советуют и родителям обращаться с
ребенком так же. Не правы и те, кто расценивает беспокойство,
слезы, испуг ребенка, как неизбежное состояние в период адаптации.
Для того чтобы управлять процессом адаптации, педагогу необходимо
хорошо знать возрастные особенности детей и учитывать их в своей
работе.
Группы адаптации I, II, III.
К I группе адаптации относятся дети бездеятельно негативно
относящиеся к воспитателю: они беспокойны или сидят в уголке,
отвернувшись от всех, и плачут, приговаривая "мама", "где моя
мама". Уговоров воспитателя не слышат.
Ко II группе - для них свойственно неуравновешенное
эмоциональное состояние, им необходимо постоянное присутствие и
внимание воспитателя, только с ним постоянно контактировать,
отвечать на все вопросы, но детей первое время сторонятся.
К III группе относятся дети спокойные, у них уравновешенное
эмоциональное состояние. Они включаются в предметную
самостоятельную деятельность, устанавливают положительные
взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
В процессе привыкания ребенка к условиям детского сада
происходит расширение содержания и навыков общения. Изменение
coдержания потребности в общении в период привыкания протекает
примерно в рамках 3-х этапов:
1 этап - потребность в общении с близкими взрослыми как
потребность в получении от них ласки, внимания и сведений об
окружающем;
2 этап - потребность в общении со взрослыми как потребность в сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем;
3 этап - потребность в общении со взрослыми на познавательные темы и в активных самостоятельных действиях.
Поделив детей на группы адаптации, складывается индивидуальная работа воспитателя с каждым ребенком.
Методы и приемы педагогического воздействия
при удовлетворении потребности детей, относящихся к разным группам адаптации.
1 группа:
1. доброта, ласка, внимание к желаниям ребенка.
2. показ окружающих предметов и действий с ними.
3. удовлетворить потребность в общении с близкими
4. в первые дни посещения детского сада сохранение домашних привычек.
2 группа:
1. показ, пример действия воспитателя.
2. совместные действия воспитателя с ребенком.
3. упражнения
4. вовлечение в игру.
5. индивидуальные игры- занятия.
3 группа:
1. игра-занятие
2. поручения
3. указания
4. напоминание
5. упражнение в самостоятельном действии.
6. вовлечение в игру.
Так дети, относящиеся к I группе адаптации, должны пройти все 3
этапа привыкания. Здесь-то и раскрывается работа воспитателя, его
знания, грамотность, душевные качества как педагога.
Для этих детей необходимы ласка, бережное, внимательное
отношение воспитателя. Воспитатель иногда не в силах уделить
должного внимания из-за большого поступления вновь поступивших
детей.
Для таких детей разрешить присутствие в течение 1-2-х недель
временное пребывание в группе, на прогулке родителей, но не в роли
наблюдателя, а помощника (учиться маме всем режимным моментам,
правильному подходу к ребенку )
Источник статьи - Челябинский Дошкольный сайт |