Игры и
упражнения для совершенствования лексико-грамматических средств речи с
использованием наглядных моделей
1. На
расширение предметного словаря (словаря существительных):
- «Я знаю пять названий…» –
уточнение обобщающих понятий, подбор однородных дополнений (например: «Я
знаю 5 названий посуды: ложка, вилка, нож, тарелка, чашка»).
- «Во саду ли, в огороде…» –
подбор однородных дополнений по теме «Овощи – фрукты».
- «Кто или что?» или «Живой –
неживой» – практическое усвоение категории одушевленности и
неодушевленности. «Назови словечко» или «Подбери словечко» – упражнение в
подборе слов-предметов (в зависимости от лексической темы).
2. На
практическое усвоение навыков словообразования и словоизменения:
- «Один – много» или «Один и
все», «Один и не один» – упражнение в употреблении существительных
единственного и множественного числа в Именительном и Родительном падежах
(гусь – гуси – много гусей…).
- «Сосчитай-ка» – практическое
усвоение согласования числительных с существительными (или с
прилагательными в словосочетаниях): «Один желтый лист – три желтых листа –
пять желтых листьев…»
- «Парочки» – по аналогии (счет
парами).
- «Назови ласково» –
уменьшительно-ласкательное значение слов (Ветка – веточка, тарелка –
тарелочка…).
- «Цепочки развития» или «Кто кем
был? Кто кем будет?» – употребление существительных единственного и
множественного числа в Творительном падеже (Цыпленок был яйцом, а будет
курицей или петухом).
- «Собери семейку» – упражнение в
словообразовании (например: «папа – пес, мама – собака, детеныш – щенок,
детеныши – щенята»). Вариант усложнения («свернутая» фраза): «Бык – корова
– теленок – телята».
- «Гномы и великаны» –
увеличительный суффикс –ищ (дом – домище, хвост – хвостище, глаз –
глазище).
- «Мой, моя» или «Один, одна,
одно, одни» – практическое усвоение притяжательных местоимений или
согласование числительных с существительными в роде, числе (Мой флажок,
моя груша, мое яблоко, мои листья).
- «Кого без чего не бывает?» –
употребление существительных единственного и множественного числа в Родительном
падеже с предлогом «без» (не бывает зайца без ушей, не бывает лисы без
хвоста…).
- «Волшебные гномики – частицы» –
практическое усвоение навыка словообразования с помощью суффиксов –
«частиц» (-щик, -ник, -ница): каменщик, печник, учительница…
- «Трудные слова» – практическое
усвоение навыка образования сложных слов путем словосложения (самолет,
самовар, снегокат, листопад…).
- «Волшебное дерево» или «Дружная
семейка» («родственные слова») - практическое усвоение однокоренных слов
(сад, садовник, садовод, посадки, рассада, садовый…).
3. На
расширение глагольного словаря:
- «Подбери словечко» – упражнение
в подборе «слов-действий» (в зависимости от лексической темы).
- «Вчера, сегодня, завтра» –
временные формы глаголов (рисовали – рисуют – нарисуют).
- «Кто кем был? Кто кем будет?» –
временные формы глагола (Лиса была лисенком. Лисенок будет лисой или
лисом). «Разноцветные «слова-действия» – практическое употребление
приставочных глаголов (летела, прилетела, залетела, вылетела, улетела,
подлетел, перелетела…).
- «Скажи наоборот» –
слова-антонимы (Стоит – бежит, упал – встал, плачет – смеется…).
4. На
расширение словаря прилагательных:
- «Кто больше подберет слов» –
подбор однородных определений или «слов-признаков» (по лексическим темам).
- «Какой, какая, какое, какие» –
согласование прилагательных с существительными с опорой на окончание -ая,
-яя, -ый, -ий…
- «Скажи наоборот» –
слова-антонимы (чистый – грязный, храбрый – трусливый, добрый – зло)
·
разные значения многозначного слова. |