Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Хотите устроиться к нам на работу помощником воспитателя и узнать, какая будет зарплата?

Группа "Гости"



Добро пожаловать!
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
О нас
Образование в ДОУ
Поделиться

Каталог статей

Главная » Статьи » Копилка » Развитие речи

Игры и упражнения для совершенствования лексико-грамматических средств речи с использованием наглядных моделей

Игры и упражнения для совершенствования лексико-грамматических средств речи с использованием наглядных моделей

1. На расширение предметного словаря (словаря существительных):

  • «Я знаю пять названий…» – уточнение обобщающих понятий, подбор однородных дополнений (например: «Я знаю 5 названий посуды: ложка, вилка, нож, тарелка, чашка»).
  • «Во саду ли, в огороде…» – подбор однородных дополнений по теме «Овощи – фрукты».
  • «Кто или что?» или «Живой – неживой» – практическое усвоение категории одушевленности и неодушевленности. «Назови словечко» или «Подбери словечко» – упражнение в подборе слов-предметов (в зависимости от лексической темы).

2. На практическое усвоение навыков словообразования и словоизменения:

  • «Один – много» или «Один и все», «Один и не один» – упражнение в употреблении существительных единственного и множественного числа в Именительном и Родительном падежах (гусь – гуси – много гусей…).
  • «Сосчитай-ка» – практическое усвоение согласования числительных с существительными (или с прилагательными в словосочетаниях): «Один желтый лист – три желтых листа – пять желтых листьев…»
  • «Парочки» – по аналогии (счет парами).
  • «Назови ласково» – уменьшительно-ласкательное значение слов (Ветка – веточка, тарелка – тарелочка…).
  • «Цепочки развития» или «Кто кем был? Кто кем будет?» – употребление существительных единственного и множественного числа в Творительном падеже (Цыпленок был яйцом, а будет курицей или петухом).
  • «Собери семейку» – упражнение в словообразовании (например: «папа – пес, мама – собака, детеныш – щенок, детеныши – щенята»). Вариант усложнения («свернутая» фраза): «Бык – корова – теленок – телята».
  • «Гномы и великаны» – увеличительный суффикс –ищ (дом – домище, хвост – хвостище, глаз – глазище).
  • «Мой, моя» или «Один, одна, одно, одни» – практическое усвоение притяжательных местоимений или согласование числительных с существительными в роде, числе (Мой флажок, моя груша, мое яблоко, мои листья).
  • «Кого без чего не бывает?» – употребление существительных единственного и множественного числа в Родительном падеже с предлогом «без» (не бывает зайца без ушей, не бывает лисы без хвоста…).
  • «Волшебные гномики – частицы» – практическое усвоение навыка словообразования с помощью суффиксов – «частиц» (-щик, -ник, -ница): каменщик, печник, учительница…
  • «Трудные слова» – практическое усвоение навыка образования сложных слов путем словосложения (самолет, самовар, снегокат, листопад…).
  • «Волшебное дерево» или «Дружная семейка» («родственные слова») - практическое усвоение однокоренных слов (сад, садовник, садовод, посадки, рассада, садовый…).

3. На расширение глагольного словаря:

  • «Подбери словечко» – упражнение в подборе «слов-действий» (в зависимости от лексической темы).
  • «Вчера, сегодня, завтра» – временные формы глаголов (рисовали – рисуют – нарисуют).
  • «Кто кем был? Кто кем будет?» – временные формы глагола (Лиса была лисенком. Лисенок будет лисой или лисом). «Разноцветные «слова-действия» – практическое употребление приставочных глаголов (летела, прилетела, залетела, вылетела, улетела, подлетел, перелетела…).
  • «Скажи наоборот» – слова-антонимы (Стоит – бежит, упал – встал, плачет – смеется…).

4. На расширение словаря прилагательных:

  • «Кто больше подберет слов» – подбор однородных определений или «слов-признаков» (по лексическим темам).
  • «Какой, какая, какое, какие» – согласование прилагательных с существительными с опорой на окончание -ая, -яя, -ый, -ий…
  • «Скажи наоборот» – слова-антонимы (чистый – грязный, храбрый – трусливый, добрый – зло)

·          разные значения многозначного слова.

Категория: Развитие речи | Добавил: AdminER (26.07.2013)
Просмотров: 1839 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Условия для детей
Родителям
Копилка
Отчеты
АХР
Наше творчество

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Баннеры
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Категории раздела
В помощь воспитателю [81] В помощь родителям [69]
Пожарная безопасность [3] Развитие речи [23]
Работа с родителями [28] Музыкальная шкатулка [15]
Методическая работа [11] Интерактивные примочки [17]
Лексические темы [72] Правила дорожного движения [8]
Здоровый образ жизни [20]
Питание, закаливание, физкультура
Патриотическое воспитание [10]
Аттестация педработников [2] ИКТ [34]
Презентации Smart Notebook [20] Экологическое воспитание [6]
Приобщение к чтению [18] Петербург. Россия [6]

© Olga Ermolick 2009-2024
 Сайт ГБДОУ №17 Центрального района Санкт-Петербурга

17@dou-center.spb.ru
Политика организации в отношении обработки персональных данных на сайте