скачать полностью
Зрительная гимнастика в коррекционной работе логопеда
Хочу поделиться своим педагогическим опытом по применению здоровьесберегающих
технологий на логопедических занятиях.
Мы хорошо знаем, что только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную
динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по
преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой
деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об
окружающем мире. В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и
педагогическая значимость сохранения здоровья детей.
В своей практической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие
компоненты:
1. Дыхательная гимнастика.
2. Мимическая гимнастика.
3. Релаксирующие упражнения.
4. Развитие общей моторики
5. Развитие мелкой моторики рук
6. Кинестетические и кинезиологические упражнения
7. Су Джок терапия
8. Зрительная гимнастика
В перспективное планирование подготовительной группы я посчитала необходимым
включить зрительную гимнастику, так как в конце старшей группы два ребенка были
поставлены окулистом на учет, и один находится в группе риска. Поэтому оправдана
необходимость включения в логопедические занятия комплексов упражнений, направленных
на профилактику нарушений зрения.
На основе разработок НИИ глазных болезней им. Гельмгольца подобраны
адаптированные упражнения, которые были включены мною в работу и используются на
занятиях с детьми.
Они проводятся в течение 1 минуты в середине занятия, можно использовать
релаксационную музыку.
1) Упражнение «День - ночь» Закрыть глаза и держать закрытыми на счет
1-4. Раскрыть глаза, посмотреть вдаль и держать открытыми на счет 1 - 6.
Выполнять 4-5 раз.
2) Упражнение «Метелки».
Выполнять частое моргание без напряжения глаз до 10-15 раз.
Упражнение можно сопровождать проговариванием текста:
Вы, метелки, усталость сметите,
Глазки нам хорошо освежите. (Выполнять 4-5 раз.)
3) Упражнение "Облако”.
Зрительная гимнастика (по кругу - 2-3 раза по часовой стрелке,
2-3 раза против часовой и лежачие восьмѐрки – в разные стороны).
В зрительную гимнастику добавляю упражнения при выполнении которых используются
зрительные схемы, предложенные В.В. Коноваленко в тетрадях «Пишем и читаем». Данные
схемы увеличены в размере и оформлены в пособие «Умные Глазки». Предлагаю краткое их
описание:
1. «Стрельба глазами». Поставить локти на стол, зафиксировать подбородок ладонями и
«стрелять» глазами.
вправо-влево 10-15 сек.
вверх-вниз 10-15 сек.
слева вниз- вправо вверх 10-15 сек.
Справа вниз- влево вверх 10-15 сек.
2. «Круги». Подбородок зафиксирован ладонями. Нарисовать глазами з круга по часовой
стрелке, 3 круга – против. Повторить 2 раза.
3. «Квадраты». Подбородок зафиксирован ладонями. Нарисовать глазами 3 квадрата по
часовой стрелке, 3 – против.
4. «Треугольник». То же с треугольниками.
5. Написать глазами изучаемую букву 3- 5 раз.
Предложенные методические рекомендации проводимые регулярно в ходе коррекции в
игровой форме, не отвлекают ребенка от хода занятия, а главное способствуют снятию
напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации.
Учитель-логопед ГБДОУ № 17 Центрального района
Скуратова Марина Александровна
|