Сентябрь. Вы первый раз привели ребенка в детский сад. Волнуетесь. Переживаете. Как справится ребенок с новой ситуацией?
Что же такое «адаптация ребенка к детскому саду» и как сделать так, чтобы она прошла наиболее безболезненно для Вашего малыша?
Очевидно, где-то в подсознании у нас укоренилось: раз
ребенку стукнуло два года - значит ему надо идти в детский сад. Там он
лучше будет развиваться, у него появятся друзья... Да и мама должна
выйти на работу. Словом, детский сад – необходимость, без него не
обойтись. Он - одна из тех ступенек детства, по которым надо
подниматься в срок.
В срок так в срок... И вы, как все, в два года
отвели ребенка в детский сад. Вот он ходит день, второй, неделю...
Только почему-то вы не рады, а скорее озабочены всем этим. Ваш малыш
почти неузнаваем, словно подменили малыша. По любому поводу истерики,
причем несколько часов подряд. Снова стали мокрыми штанишки. Ничего не
ест и плохо спит. Да еще пуглив, как никогда. Он боится даже своей
тени. Не хочет ходить в детский сад. Каждый день имеет отговорки.
Упирается, когда насильно тащишь. Расстается с плачем, причитая, что
его уже никто не любит, что он обещает быть хорошим, лишь бы рядом была
его мама.
Да, с ребенком что-то происходит, словно он вдруг
"развивается назад". У него регресс во всем достигнутом: в речи,
навыках, умениях, игре. И все это только за неделю. Не волнуйтесь, это
все естественно. И, конечно, в скором времени пройдет. Ваш ребенок
просто адаптируется (приспосабливается) к саду. У него период адаптации
к нему.
Адаптация обычно протекает сложно с массой
негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех
уровнях, во всех системах. Только родителям обычно видна лишь надводная
часть айсберга - поведение ребенка.
Присмотритесь повнимательней к ребенку, он здоровый
или все-таки больной. Кажется, не то и не другое. Ваш малыш в особом
"третьем состоянии" между здоровьем и болезнью. Но постоянно находиться
в "третьем состоянии" нельзя. Поэтому сегодня или завтра ваш ребенок
или просто в самом деле заболеет, или снова станет сам собой. Если
выраженность стресса у ребенка минимальна, в скором времени вы
позабудете о негативных сдвигах адаптационного процесса и о том, что
беспокоит вас сегодня. Это будет говорить о легкой или же благоприятной
адаптации.
Если выраженность стресса велика, у ребенка,
очевидно, будет срыв, и он, по-видимому, заболеет. Срыв, как правило,
свидетель неблагоприятной или же тяжелой адаптации у малыша. Вы видите и
наблюдаете у малыша проявление его протеста в виде разных
невротических реакций, говорящих о довольно сильном психоэмоциональном
напряжении, которое испытывает он.
Чтобы более детально и как можно объективнее судить
о процессе адаптации, существуют специально разработанные показатели,
которые достаточно информативно характеризуют особенности поведения и
проявление эмоций у ребенка, адаптирующегося к новому организационному
коллективу.
I. Отрицательные эмоции - как правило, важнейший
компонент, встречающийся, в основном, у каждого ребенка, впервые
адаптирующегося к новому коллективу.
Довольно часто дети выражают свои негативные эмоции палитрой плача:
от хныканья до постоянного. Но наиболее информативен приступообразный
плач, свидетельствующий о том, что, хоть на время, у малыша все
негативные эмоции внезапно отступают на последний план в связи с тем,
что их оттесняют положительные эмоции. Но, к сожалению, все это лишь на
время.
В палитру плача входит также и "плач за компанию", которым уже почти
адаптированный к саду ребенок поддерживает "новичков", пришедших в
группу.
Обычно дольше всех из отрицательных эмоций у ребенка держится так
называемое хныканье, которым он стремится выразить протест при
расставании с родителями, убегающими на работу.
II. Страх - обычный спутник
отрицательных эмоций. Навряд ли вам удастся встретиться с ребенком,
который не испытал его хотя бы раз во время адаптации к детсаду. Ведь
ваш малыш, впервые придя в детский коллектив, во всем лишь видит
скрытую угрозу для своего существования на свете. Поэтому он многого
боится, и страх преследует его буквально по пятам Малыш боится
неизвестной обстановки и встречи с незнакомыми детьми, боится новых
воспитателей, а главное, того, что вы забудете о нем, уйдя из сада на
работу Очень часто мы невольно сами провоцируем его глобальный страх. И
этот страх - источник стресса, а приступы его можно расценивать как
пусковые механизмы стрессовых реакций.
III. Гнев. Порой на фоне стресса у
ребенка вспыхивает гнев, который прорывается наружу, написанный
буквально на лице. В такой момент малыш ваш, словно маленький агрессор,
пантерой готов прыгнуть на обидчика, отстаивая свою правоту.
IV. Положительные эмоции -
противовес всем отрицательным эмоциям и главный выключатель их. Они
сравнимы только лишь с рассветом, который возвещает нам о том, что ночь
уже давно пошла на убыль и будет светлый, многообещающий всем день.
Обычно в первые дни адаптации они не проявляются совсем или немного
выражены в те моменты, когда малыш как- будто "опьянен" ориентировочной
реакцией на новизну. Чем легче адаптируется ваш ребенок, тем раньше
проявляются положительные эмоции.
V. Социальные контакты. Уже в три
года ваш малыш обычно любит контактировать с людьми, сам выбирая повод
для контакта. Коммуникабельность ребенка - это благо для успешного
исхода адаптационного процесса. Однако в первые дни нахождения в
дошкольном учреждении у некоторых малышей утрачивается и это свойство.
Такие дети замкнуты и нелюдимы, все время проводят лишь в "гордом
одиночестве". Как только ваш малыш сумеет наконец наладить нужные
контакты в группе, все сдвиги адаптационного периода пойдут на убыль - и
это будет важным шагом к завершению всего процесса адаптации у вашего
ребенка.
VI. Познавательная деятельность -
обычно верный "друг" всех положительных эмоций. Как и они,
познавательная деятельность, как правило, снижается и угасает на фоне
стрессовых реакций. В два-три года эта деятельность тесно связана с
игрой. Поэтому малыш, впервые придя в детский сад, нередко не
интересуется игрушками и не желает интересоваться ими. Ему не хочется
знакомиться со сверстниками, понять, что происходит рядом с ним. Ваш
"почемучка" словно в зимней спячке, и познавательная деятельность его
заторможена. Однако как только он проснется, или, в конце концов, вы
все-таки "разбудите" его, активность стресса станет минимальной и в
скором времени исчезнет насовсем.
VII. Социальные навыки. Под
прессом стресса ваш малыш обычно изменяется настолько, что может
"растерять" почти все навыки самообслуживания, которые уже давно усвоил
и которыми успешно пользовался дома. Однако же по мере адаптации
ребенка к условиям организованного коллектива, он "вспоминает" вдруг
забытые им навыки, в придачу к ним легко усваивая новые.
VIII. Особенности речи. У
некоторых малышей на фоне стресса меняется и речь. Словарный запас
малыша скудеет, и он на несколько ступенек словно опускается вдруг
вниз, при разговоре с вами употребляя лишь младенческие или облегченные
слова. Встречаются одни глаголы. И предложения из многосложных стали
односложными. В ответах на вопросы - "телеграфный стиль". Такая речь -
итог тяжелой адаптации. При легкой - она или же не изменяется совсем,
или описанные изменения касаются ее чуть-чуть.
IX. Двигательная активность. Во
время адаптационного процесса довольно редко сохраняется в пределах
нормы. Ребенок сильно заторможен или неуправляемо гиперактивен. Однако
постарайтесь все-таки не путать его активность, измененную в связи с
процессом адаптации, с активностью, присущей темпераменту ребенка.
X. Сон. Вначале сон отсутствует
совсем, и в тихий час малыш как "ванька-встанька". По мере привыкания к
детсаду ребенок начинает засыпать. Но сон навряд ли можно назвать сном.
Он беспокойный, прерывается все время всхлипыванием или внезапным
пробуждением. И только лишь когда ребенок адаптируется к саду, он в
самом деле сможет тихо провести свой тихий час и спать спокойно.
XI. Аппетит. Чем менее
благоприятно адаптируется ваш ребенок, тем хуже его аппетит,
отсутствующий иногда совсем, как будто бы ребенок объявляет голодовку.
Гораздо реже ваш малыш впадает вдруг в другую крайность, и ест не
меньше, чем Гаргантюа, пытаясь своим "волчьим" аппетитом хоть как-то
удовлетворить свои неудовлетворенные потребности. На фоне стресса ваш
ребенок может похудеть, но, адаптировавшись, он легко и быстро не
только восстановит свой первоначальный вес, но и начнет в дальнейшем
поправляться.
Итак, вы уже, наверно, поняли, что адаптация ребенка к новым для него
условиям среды - тяжелый и болезненный процесс. Процесс,
сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме,
затрагивающий все его уровни, и , возможно, приводящий к стрессу.
Что же провоцирует в подобной ситуации стресс у ребенка?
В огромной степени - отрыв от матери, внезапное прекращение
поступления необходимого ему для жизни витамина "М". Чтобы в этой новой
обстановке продержаться, ребенку необходимо здесь вести себя не так,
как дома. Но он не знает этой новой формы поведения и от того страдает,
боясь, что что-то сделает не так. А страх поддерживает стресс, и
образуется порочный круг, который все-таки в отличие от всех других
кругов имеет точное начало - отрыв от матери, разлука с матерью,
сомнения в ее альтруистической любви.
Итак, разлука - страх - стресс - срыв адаптации - болезнь... Но все
это обычно свойственно ребенку с тяжелой или неблагоприятной адаптацией к
детсаду. При этом типе адаптации процесс, как правило, затягивается на
длительное время и ваш ребенок приспосабливается к организованному
коллективу месяцами, а иногда не может приспособиться совсем. Поэтому
детей с тяжелой адаптацией, которую вам прогнозировали у ребенка еще в
детской поликлинике, желательно не отдавать в три года в сад, а по
возможности немного позже, по мере совершенствования их адаптационных
механизмов.
Полярным типом для тяжелой адаптации, является тип легкой адаптации
ребенка, когда малыш ваш адаптируется к новой обстановке обычно
несколько недель, чаще всего - полмесяца. С таким ребенком почти нет
хлопот, и изменения, которые видны вам в его поведении, обычно
кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет.
Помимо двух полярных типов адаптации, имеется еще и промежуточный
вариант - адаптация средней тяжести.При этом типе адаптации ребенок в
среднем адаптируется к новому организованному коллективу больше месяца и
иногда во время адаптации заболевает. Причем, как правило, болезнь
протекает без каких-то осложнений, что может служить главным признаком
отличия указанного типа адаптации от неблагоприятного варианта.
Что еще может осложнить адаптацию ребенка к дошкольному учреждению?
- Анамнестические факторы риска, осложняющие адаптацию ребенка к дошкольному учреждению:
I. До родов (антенатальные факторы).
Токсикозы I и II половины беременности.
Острая и инфекционная заболеваемость матери в период беременности.
Обострение хронических заболеваний матери в период беременности.
Прием лекарственных препаратов матерью во время беременности.
Стрессовые ситуации у матери в период беременности (конфликты на работе, в семье, горестные переживания).
Профессиональные вредности матери в период беременности.
Употребление матерью алкоголя во время беременности.
Частое употребление алкоголя отцом перед беременностью матери.
Курение матери в период беременности.
II. Во время родов (интранатальные факторы).
Осложнения в родах.
Наличие асфиксии разной степени тяжести. Родовая травма.
Хирургические вмешательства во время родов. Несовместимость по резус-фактору у матери и ребенка.
III. После родов (постнатальные факторы).
Недоношенность или переношенность ребенка.
Крупная масса тела (вес больше 4 кг).
Заболеваемость на первом месяце жизни.
Употребление алкоголя матерью во время вскармливания грудью.
Курение матери во время вскармливания грудью.
Пассивное курение (курение членами семьи в присутствии ребенка).
Искусственное вскармливание ребенка.
Фоновые заболевания у ребенка (рахит, диатез, гипотрофия, паратрофия, анемия).
Частые ОРВИ, острые инфекционные заболевания у ребенка до 3-х лет.
Наличие хронических соматических и врожденных заболеваний (пиелонефрит, врожденный порок сердца и т. д.).
Задержка нервно-психического развития.
Неудовлетворительные материально-бытовые условия жизни.
Отсутствие закаливающих мероприятий.
Несоответствие домашнего режима режиму в новом для ребенка дошкольном учреждении.
Лишение общения со сверстниками и незнакомыми людьми.
Конфликтные взаимоотношения в семье.
Отсутствие отца или матери в семье ребенка.
Первый или единственный ребенок в семье.
Неправильное воспитание ребенка: "кумир семьи", "кронпринц", "Золушка", "ежовые рукавицы", гиперопека, гипоопека и т. д.
Есть факторы, которые вам изменить сегодня не под силу. Ну, например,
все то, что было связано с беременностью или с родами ребенка. Однако
среди многих неблагополучий, влияющих на адаптацию ребенка и выявленных
после родов, есть группа факторов (социальных), которые возможно
устранить и даже нужно. Ну, например, пассивное курение, отсутствие
закаливающих мероприятий, несоответствие домашнего режима режиму в
новом для ребенка дошкольном учреждении, лишение общения со
сверстниками и незнакомыми людьми, конфликтные взаимоотношения в семье,
неправильное воспитание ребенка и т. д. Если вам хочется, чтобы ваш
ребенок адаптировался к саду быстрей и легче, чем он должен
адаптироваться по прогнозу, как можно раньше устраните все, что
устранимо из этого набора неблагополучий различных факторов анамнеза
ребенка.
Как же надо готовить родителям ребенка к поступлению в детский сад?
- Тренировать, буквально с самого рождения, систему адаптационных
механизмов у ребенка и приучать его заблаговременно к таким условиям и
ситуациям, в которых ему надо менять формы поведения.
- Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.
- Заранее узнать у участкового врача, какой тип адаптации возможен у
ребенка по прогностическим критериям, и своевременно принять все меры
при неудовлетворительном прогнозе.
- Устранить устраняемые анамнестические факторы риска, связанные с условиями социальной среды.
- Как можно раньше провести оздоровительные или корригирующие мероприятия, которые назначил врач.
- Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.
- Не отдавать ребенка в детский сад в разгаре кризиса трех лет.
- Заранее узнать все новые моменты в режиме дня в детском саду и их ввести в режим дня ребенка дома.
- Повысить роль закаливающих мероприятий.
- Оформить в детский сад по месту жительства.
- Как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспитателями группы, куда он в скором времени придет.
- Стараться отдать его в группу сада, где у ребенка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе.
- Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в детсад.
- "Раскрыть секреты" малышу возможных навыков общения с детьми и взрослыми людьми.
- Учить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
- Не угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а также за непослушание.
- Готовить вашего ребенка к временной разлуке с вами и дать понять
ему, что это неизбежно лишь только потому, что он уже большой.
- Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад.
- Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения
ребенком нового организованного коллектива у вас была бы возможность
оставлять его там не на целый день.
- Все время объяснять ребенку, что он для вас, как прежде, дорог и любим.
Как надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал впервые посещать детский сад?
- Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
- Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.
- Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
- Щадить его ослабленную нервную систему.
- Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. На время
прекратить походы в цирк, в театр, в гости. Намного сократить просмотр
телевизионных передач.
- Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.
- Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
- Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.
- Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы.
- При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу или психологу.
- При выраженных невротических реакциях оставить малыша на несколько дней дома и выполнять все предписания специалиста.
|